Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Археологи нашли в Стоунхендже загадочную яму возрастом десять тысяч лет
Один из самых археологически изученных ландшафтов в мире до сих преподносит сюрпризы.
Ученые из Гентского (Бельгия) и Бирмингемского (Великобритания) университетов исследовали глубокие слои почвы вокруг древних мегалитов Стоунхенджа. Они применили электромагнитные методы сканирования грунта, а также специально созданную программу полуавтоматической интерпретации данных.
В результате исследователи обнаружили сотни крупных доисторических ям — и тысячи более мелких — в самом сердце Стоунхенджа, поставив под сомнение наше понимание землепользования на самом интенсивно исследуемом доисторическом объекте в мире. Соответствующая работа опубликована в Journal of Archaeological Science.
Раскопки шести крупных ям подтвердили предположение об их антропогенном происхождении. Самая большая — шириной более четырех метров и глубиной в два метра — вырыта в меловой породе. Получается, ее объем — десятки кубометров, а выкопать столько каменными орудиями в относительно твердой породе довольно непросто.
Возраст ямы — более десяти тысяч лет, то есть вырыли ее охотники-собиратели эпохи раннего мезолита, которые заселили Британию после последнего ледникового периода. И это самый древний след землепользования, обнаруженный в Стоунхендже.
Naked Science уже рассказывал о находке рукотворных ям (давно засыпанных грунтом) в 3,2 километра от Стоунхенджа. Но те углубления наводят на мысль об их обрядовом назначении, поскольку окольцовывают крупные мегалитические памятники — Даррингтон-Уоллс и Вудхендж — и вырыты примерно во время строительства как этих сооружений, так и Стоунхенджа.
Но десять тысяч лет назад никаких мегалитов Стоунхенджа просто не существовало.
Вообще, во время работ археологи выявили более 400 засыпанных землей крупных ям (каждая диаметром свыше 2,5 метра), шесть из которых были раскопаны. Датировка очень широка — от раннего мезолита (примерно восемь тысяч лет до нашей эры) до среднего бронзового века (примерно 1300 лет до нашей эры).
Безусловно, интересна каждая из этих ям. Сотни новых объектов на столь изученном археологическом ландшафте — такое случается не каждый день. Но мезолитическая выделяется как исключительная. Размер и форма ямы позволяют предположить, что она, вероятно, была вырыта в качестве охотничьей ловушки для крупной дичи, такой как вепри и олени.
Датируемая 8200-7800 годами до нашей эры, эта яма — не только одна из самых ранних из немногих мезолитических стоянок вблизи Стоунхенджа (предшествует, например, стоянке Блик-Мид, раскопанной в полутора километрах), но и самая большая из известных раннемезолитических ям на северо-западе Европы.
Картографирование других больших ям показывает, что они расположены на возвышенностях к востоку и западу от Стоунхенджа. То есть место, которое мы привыкли соотносить с обрядовой деятельностью, с друидами и жрецами, люди активно посещали практически сразу, как пришли на остров после схода ледника.
Между самыми ранними и самыми поздними ямами — семь тысячелетий. Тогда как кромлехам (кругам крупных камней) Стоунхенджа, по самым смелым оценкам, не более 3,2 тысячи лет. Выходит, социальный контекст деятельности людей, живших в тех местах, радикально менялся с течением времени, но вот ямы они все равно продолжали копать. Не ясно только зачем.
Если в ямы-ловушки в мезолите еще можно поверить, то аналогичные сооружения в неолите выглядят странно. Плотность дичи к этому времени должна была упасть, и в условиях развитого земледелия загонная охота к ямам выглядит не вполне рациональной. Рыть крупные ямы до появления железных лопат вообще трудозатратно — тем более в относительно плотной меловой породе.
Сложно ответить на вопрос, что так интересовало людей именно в окрестностях Стоунхенджа. Возможно, новые технологии, которые все больше проникают в методы традиционной археологии, помогут ответить на этот вопрос.
Хотя ландшафт Стоунхенджа уникален, используемые методы исследования применимы ко всем археологическим средам. Электромагнитные датчики и компьютерный анализ полученной ими информации становятся все более важными аспектами археологических исследований и дают новые способы изучения древних памятников.
В то же время их нужно интегрировать на каждом этапе с данными, полученными во время традиционных раскопок. Только такое объединение (когда результаты раскопок подтверждают данные техники) может обеспечить ученых достоверной информацией. И, как выясняется, если удачно сочетать методы, открытия можно совершать даже во вроде бы давно изученном Стоунхендже.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии