20.10.2022
1 126

Обсидиановые ножи стали доказательством демографического взрыва неолита

3.9

Анализ обсидиановых артефактов, раскопанных в 1960-х годах на двух известных археологических объектах на юго-западе Ирана, позволяет предположить, что связи, которые люди неолита формировали в регионе по мере развития земледелия, были гораздо масштабнее и сложнее, чем считалось ранее.

Археологический участок Али-Кош / ©Yale University

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована работа двух ученых из Йельского университета (США). Применив самые современные методы, они провели новый анализ 2100 обсидиановых артефактов из коллекции Йельского музея Пибоди.

Эти обсидиановые ножи обнаружили более 50 лет назад, при раскопках археологических участков Али-Кош и Чага-Сефид на иранской равнине Дех-Луран. Там нашли поселения, датированные VIII тысячелетием до нашей эры, то есть люди жили на равнине в эпоху неолита. Именно тогда наши предки начали заниматься земледелием, приручать животных и создавать постоянные поселения.

Обсидиановые артефакты / ©Andrew Hurley

Первоначальный анализ, проведенный вскоре после обнаружения артефактов, показал, что люди получали обсидиан — вулканическое стекло — из двух источников: из Немрут-Дага, ныне спящего вулкана в Восточной Турции, и какого-то неизвестного. Новый анализ его состава показал, что обсидиан происходил из семи различных источников, включая Немрут-Даг. Причем некоторые из этих мест находятся в Армении — на расстоянии более полутора тысяч километров от места раскопок.

«Это не была простая схема, когда люди получали обсидиан из одного источника, а затем переходили к другому. <…> Наш анализ показывает, что с течением времени они приобретали обсидиан из все более геологически разнообразных источников — тенденция, которую невозможно было обнаружить с помощью технологий и методов, доступных 50 лет назад», — сказано в работе.

На карте показаны археологические участки и места, откуда привезли обсидиан / ©Ellery Frahm and Christina M. Carolus

Первоначальный анализ базировался в основном на внешнем виде артефактов, в частности на их цвете при попадании на них солнечного света. Затем подгруппа из 28 артефактов была подвергнута распространенному в то время методу анализа химического состава, который предполагал измельчение артефактов в порошок.

Авторы новой работы первыми изучили состав обсидиановых артефактов после этих ранних анализов. Они использовали современные портативные рентгенофлуоресцентные системы, которые позволили исследовать всю коллекцию, не повредив артефакты.

Итак, благодаря этому теперь мы знаем, что люди неолита, жившие на территории современного Ирана, получали обсидиан не из двух источников, а из семи, включая довольно удаленные. Что это дает? По мнению ученых, новый анализ в сочетании с компьютерным моделированием показывает, что торгово-обменные связи между людьми эпохи неолита с течением времени серьезно усиливались и усложнялись — а это, в свою очередь, говорит о серьезном росте населения.

Довольно давно в научном сообществе появилась идея о том, что переход человечества от охоты и собирательства к сельскому хозяйству привел к периоду быстрого роста населения. Сторонники этой гипотезы полагали, что повышение рождаемости стало возможным благодаря расширению запасов продовольствия и постоянным поселениям.

Доказательством этого демографического взрыва должны были бы стать археологические находки. Но беда в том, что Ближний Восток, во-первых, велик, во-вторых, не самое безопасное место на нашей планете. Раскопки проводят точечно, в основном это поселения. Кладбища, которые стали бы точным маркером чудес демографии, могут находиться в стороне от них.

По словам ученых из Йеля, их анализ обсидиана предоставил доказательства того, что археологи пока не могут найти. «Отслеживание этих обсидиановых артефактов от их источников до конечных точек позволяет понять, как они переходили из рук в руки с течением времени, что помогает нам лучше понять изменения численности населения в регионе в эпоху неолита. Это позволяет предположить, что между местами, где находятся вулканы [источники обсидиана], и местами раскопок существовали более масштабные социальные сети и больше поселений, чем мы предполагали ранее», — подытожили авторы работы.