• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
17.01.2016
Редакция Naked Science
6 113

Состояние и перспективы украинских ВВС

4.0

Сегодня мы поговорим о том, какие ВВС есть у Украины. Это государство до сих пор имеет в своем распоряжении такие самолеты, как МиГ-29 и Су-27.

ВВС Украины
©Wikipedia / Автор: Артем Фомин

Как все начиналось

В одном из наших прошлых материалов мы уже затрагивали тему, касающуюся состояния ВВС Турции и Воздушно-космических сил России. Сейчас пришла очередь проанализировать положение украинских ВВС. Тем более, что они использовались на Донбассе на первом этапе конфликта.

Среди украинских патриотов популярен тезис, будто после распада СССР «технику поделили несправедливо». Но это, мягко говоря, не совсем так. После краха Советского Союза Украине отошел огромный воздушный флот, который насчитывал около 2800 самолетов и вертолетов, входивших в состав четырех армий. Среди них было около 300 истребителей МиГ-29 и Су-27 (разных модификаций), 200 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 50 штурмовиков Су-25. Общее число ударных вертолетов Ми-24 составляло чуть меньше 300. Украине также досталась воздушная флотилия, состоящая из 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 – это больше, чем состоит сейчас на вооружении России. Часть этих машин, кстати, Украина передала РФ в счет погашения долга за газ.

В целом, украинский авиапарк тех лет был весьма современным. Он вполне соответствовал уровню страны, которая претендовала на звание региональной державы. Более того, такой авиапарк был даже избыточен. Украине, например, были не нужны дорогие «стратеги» Ту-160, да и дальние бомбардировщики Ту-22 (их насчитывалось порядка 80) едва ли могли пригодиться.

Состояние и перспективы украинских ВВС – иллюстрация к материалу на Naked Science
Ту-160 ВВС Украины / ©Wikimedia

Реалии нашего времени

За годы независимости военный авиапарк Украины не просто сократился – он фактически перестал существовать. Сейчас из боевых самолетов в составе ВВС находятся примерно несколько десятков истребителей Су-27 и МиГ-29, пара десятков штурмовиков Су-25 и малое число фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Все эти машины, как мы уже говорили, можно было считать современными в начале 90-х, но сейчас они безнадежно устарели. Примечательно, что комплексной модернизации за годы независимости не подвергался ни один украинский боевой самолет. И ни один новый не был куплен. Даже война на востоке Украины не побудила руководство страны всерьез заняться данными вопросами.

Справедливости ради надо сказать, что некоторые шаги в этом направлении военное руководство все-таки сделало. Так, ВВС передали модернизированный по принципу «цена-качество» самолет Су-25М1. В сравнении с базовым Су-25 он получил спутниковую навигацию, новую систему воздушных сигналов, модернизированную радиостанцию и современные счетчики прицела. В то же время модернизация Су-27 до уровня Су-27М1 дала летчикам обновленный комплекс защиты машины в воздухе.

Однако ни Су-25М1, ни Су-27М1 принципиально новых возможностей не получили. Более того, они даже не дотягивают до уровня модернизированных российских Су-25СМ и Су-27СМ. Последний создатели хотя бы наделили опциональной возможностью поражать наземные цели новым управляемым оружием. Но у ВВС Украины таких вооружений просто нет.

Состояние и перспективы украинских ВВС – иллюстрация к материалу на Naked Science
Су-27 / ©Militaryreview

«Длинная рука» авиации

В странах постсоветского пространства вообще очень остро стоит проблема новых АСП (авиационных средств поражения). Даже Россия с ее возросшим потенциалом и началом масштабных поставок новой авиатехники оказалась неспособной обеспечить свои ВКС нужным количеством современных управляемых бомб и ракет. В случае же с Украиной такой вопрос даже не рассматривался на серьезном уровне.

В арсенале украинских ВВС остались те же самые АСП, которые были в распоряжении Советского Союза. Это ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27, ракеты малой дальности Р-73, неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты. Скорее всего, в наследство от СССР Украине перешло и некоторое количество тактических ракет класса «воздух-поверхность» Х-25, но они давно не соответствуют требованиям нашего времени. Да и срок хранения изделий, скорее всего, истек.

Косвенно крайнюю отсталость украинских ВВС доказывает конфликт на Донбассе. За время войны Украина потеряла пять штурмовиков Су-25, два бомбардировщика Су-24, два истребителя МиГ-29, четыре ударных вертолета Ми-24, а также военно-транспортные самолеты. Через несколько месяцев войны Украина вообще перестала использовать боевые самолеты и вертолеты в зоне конфликта. К тому моменту у ополченцев уже были переносные зенитные ракетные комплексы, и выполнение ударных задач превратилось для украинских летчиков в чистой воды самоубийство.

Не имея управляемого вооружения «воздух-поверхность», пилот штурмовика Су-25 должен визуально выявить цель и сбросить неуправляемые АСП на минимальном расстоянии от объекта. Но за время подлета и прицеливания он уже несколько раз будет сбит. Эта же проблема предстала и перед пилотами ударных вертолетов, которые использовали в основном неуправляемые ракеты. Для справки: дальность поражения современного ПЗРК «Верба» достигает 6,4 км. Летчику, чтобы выпустить по цели неуправляемые ракеты, нужно подойти к ней как можно ближе. Так что результат вылета будет вполне предсказуемым.

Без управляемых бомб и ракет, позволяющих действовать вне зоны досягаемости зенитных средств противника, боевая авиация эффективно использоваться уже не может. И применение украинских самолетов и вертолетов в ходе военных действий на востоке страны это подтвердило.  

Состояние и перспективы украинских ВВС – иллюстрация к материалу на Naked Science
Штурмовики Су-25 ВВС Украины / ©Cdn

Будущее ВВС Украины

Перспективы ВВС Украины, как можно догадаться, очень туманные. Сейчас самым рациональным решением видится модернизация части боевых машин. Некоторые боеспособные самолеты и вертолеты еще можно модернизировать, но ресурс большинства уже почти исчерпан. С учетом того, что они далеко не всегда ремонтировались и имели надлежащий уход, глубокая модернизация всего авиапарка может оказаться пустой тратой денег.

В условиях непростых отношений с РФ Украина лишена возможности закупать новую относительно недорогую авиатехнику. Выходом может стать Китай, хотя боевые самолеты Поднебесной проигрывают по качеству не только западным, но и российским аналогам. Из европейских/американских машин можно обратить внимание на легкие многофункциональные истребители JAS 39 Gripen, являющиеся самыми дешевыми из европейских истребителей четвертого поколения. Правда, к моменту поставок этих самолетов украинским ВВС (если это, конечно, случится) у России на вооружении уже будет истребитель пятого поколения Т-50, а Турция и Польша могут получить в свое распоряжение новейшие американские F-35. Так что закупка JAS 39 с его ограниченными возможностями выглядит разве что временной мерой.

Украина также может поучаствовать в создании турецкого истребителя пятого поколения TF-X. При условии, конечно, что турки согласятся и что этот проект вообще получит путевку в жизнь. Все-таки для Турции, которая никогда не строила боевые самолеты с нуля, этот проект – большой риск. На Украине тоже отсутствует полный цикл сборки боевых самолетов и вертолетов. Есть, конечно, предприятие «Антонов», которое может строить единичные экземпляры военно-транспортных машин. Еще имеется «Мотор Сич», которая специализируется на создании двигателей и периодически предлагает свои варианты модернизации старой техники. Недавно, например, в компании презентовали многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-В, выполненный на базе старого советского Ми-2. Эта же база (а вернее, ее польский вариант PZL W-3 Sok??) послужила основой для еще одной разработки «Мотор Сич» – вертолета МСБ-6 «Атаман». А вот одесская компания «ЮМИК Аэроспейс», разрабатывавшая легкие вертолеты, учебные самолеты и БПЛА, по неподтвержденным данным, переехала в Россию. Так что руководству страны неразумно возлагать большие надежды на украинский ВПК.

Состояние и перспективы украинских ВВС – иллюстрация к материалу на Naked Science
Представленный “ЮМИК АЭРОСПЕЙС” штурмовик SM 33 / ©Milnavigator

Как бы там ни было, Украина вряд ли может позволить себе закупки иностранной авиатехники. Страна едва сводит концы с концами, обеспечивая текущее плачевное состояние Вооруженных сил: средств на закупку новой техники фактически нет, как не было их и раньше. Чтобы в корне изменить бедственное положение армии, придется увеличить военный бюджет во много раз, а кроме того, призвать на помощь экспертов высокого уровня, которые помогут реформировать Вооруженные силы. Без всего этого ВВС Украины перестанут существовать уже в ближайшие несколько лет.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
10 часов назад
Любовь

Недавно физик Мелвин Вопсон предложил новый взгляд на гипотезу симуляции, впервые сформулированную шведским философом Ником Бостромом. В серии научных работ он утверждает, что информация обладает массой, а гравитация — не более чем побочный эффект цифровой Вселенной. Но насколько обоснованы его громкие заявления? И может ли «код Вселенной» объяснить реальность?

Сегодня, 11:43
Полина Меньшова

Давно известно, что переработки негативно сказываются на физическом и психическом здоровье человека. Однако неврологические механизмы этого влияния и связанные с ним анатомические изменения ясны не были. Южнокорейские исследователи изучили структуру мозга у людей с разным графиком работы и обнаружили новую закономерность.

Сегодня, 11:02
ФизТех

Ученые из МФТИ и МГУ провели важное исследование фундаментальных законов природы, значительно расширив возможности одного из самых перспективных инструментов для исследования М-теории — гипотетической «теории всего». Они обобщили математический метод, известный как три-векторные деформации, на полные, без каких-либо упрощений, уравнения 11-мерной супергравитации в рамках исключительной теории поля. Результатом стали явные «рецепты» того, как можно систематически изменять (или «деформировать») геометрию и поля любого известного 11-мерного пространства-времени, чтобы получить новые, ранее неизвестные решения, подчиняющиеся тем же элегантным алгебраическим условиям, что и в более простых случаях.

11 мая
Редакция Naked Science

Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.

9 мая
Татьяна

Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.

Позавчера, 09:09
Полина Меньшова

Когда пальцы долго находятся в воде, кожа на них начинает морщиться. Из-за чего и по какому принципу это происходит, долгое время известно не было. Однако специалисты по биомедицине из США нашли ответы на оба вопроса.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно