24.11.2020
2 697

4.3

Международная группа ученых показала, что люди постоянно проживали на восточном побережье ЮАР с 35 тысяч до 10 тысяч лет назад. Исследователям также удалось реконструировать условия жизни прибрежного населения.

Древние люди полагались на зону береговых линий, чтобы пережить ледниковый период / ©Getty images

Результаты комплексного исследования опубликованы в журналах Quaternary Science Reviews и Quaternary Research. Идея о том, что наши далекие предки «пережидали» холода возле морских и океанских берегов, не нова. Ведь там люди могли найти пропитание, кроме того, прибрежный климат всегда мягче, чем в глубине материка.

Ученые даже предполагают, что береговые линии могли быть настолько важны для людей, что служили ключевыми маршрутами для их расселения из африканской прародины по всему свету. Однако подробного изучения этого вопроса не проводили.

Исследовательская группа, в которую вошли специалисты из Института происхождения человека при университетах штата Аризона и Нью-Йорка (США), Южноафриканского совета геонаук и университетов Нельсона Манделы и Витватерсрандского (ЮАР), решила исправить этот недочет и в течение последних пяти лет занимались раскопками на стоянке Мпондоленд на южноафриканском побережье Индийского океана.

Раскопки в местечке Мпондоленд / ©www.eurekalert.org

Там обнаружили следы пребывания людей с конца последнего ледникового периода — около 35 тысяч лет назад и вплоть до 10 тысяч лет назад. В том числе свидетельства орудийной деятельности нашли в пик ледяного максимума, продолжавшегося от 26 тысяч до 19 тысяч лет назад.

В результате всестороннего изучения стоянки ученые задокументировали первое прямое доказательство того, что люди добывали себе пропитание на побережье Африки во время этого ледникового максимума. Специалисты также обнаружили следы ловли рыбы, моллюсков и других прибрежных и морских организмов, а также сбора растений.

Последние, как полагают авторы исследования, могли использовать не только в пищу, но и в качестве лекарственных снадобий. Кроме того, археологи нашли следы древесного угля, оставшегося, вероятно, от очагов. Столь хорошо сохранившиеся ботанические следы удается увидеть нечасто, поэтому для науки это большая удача.

Они помогают ученым понять стратегии сбора растений древними людьми, а заодно служат прямыми свидетельствами изменений окружающей среды. Многие виды съедобной растительности, предположительно, сохранялись на побережье, но в связи с похолоданием исчезли в глубине материка. Вместе с ними исчезли и многие животные, поэтому охотникам-собирателям ничего не оставалось, кроме как искать пропитание на побережье, где сохранялся «островок» былого тепла.