Эксперимент с керамическими горшками показал, как древние люди готовили пищу — Naked Science
Мария Кривоченко

Эксперимент с керамическими горшками показал, как древние люди готовили пищу

3.3

Группа ученых готовила одни и те же блюда в одинаковых керамических горшках, чтобы посмотреть, как остатки пищи на них раскрывают кулинарные традиции древних цивилизаций. Эксперимент помог выяснить, какие продукты использовали люди, как они готовили и как долго служила посуда.

Керамическая посуда, которую использовали в эксперименте / © Джиллиан Свифт

Международная группа археологов взяла неглазурованную керамическую посуду, похожую на ту, что использовали в древности, и готовила в ней пищу раз в неделю в течение года. Ученые старались готовить что-то съедобное, но время от времени сжигали еду, чтобы оставить на стенках горшков обугленные частицы — такие, как правило, находят на раскопанных артефактах. «Это помогло нам оценить срок службы керамики, используемой для приготовления пищи, и рассказало, как она использовалась: была ли у нее какая-либо специализация или в горшках могли готовить любую пищу», — объяснила Доктор Хелен Уэлтон, ведущий автор исследования.

Во время эксперимента ученые должны были использовать только воду, один из нескольких видов кукурузы или пшеницы и в некоторых случаях оленину. В промежутках между еженедельной готовкой горшки чистили небольшим количеством воды или палочкой. В течение 50 недель каждый из участников готовил по одному уникальному рецепту, а на протяжении последних двух — по другому. Это было нужно, чтобы выяснить, видим ли мы на стенках посуды остатки только последнего приготовленного блюда или можем получить информацию о ранних. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

В конце года археологи провели анализ стабильных изотопов обуглившейся пищи, слоя патины и липидного слоя, которые помогли выяснить, какие следы оставляют продукты после термообработки. Исследование показало, что частицы еды принадлежат только последнему блюду, приготовленному в сосуде, слой патины включал в себя смесь предыдущих приемов пищи и смещался в сторону последнего. Липидный остаток накапливался и медленно менялся, также он не включал в себя частицы последней трапезы.

Полученные результаты раскрывают историю использования посуды и в будущем позволят археологам понять, чем питались древние люди, как они готовили и как долго служила посуда. По словам ученых, этот эксперимент помог разобраться, что представляют собой частицы пищи, которые они находят на древней посуде.

Авторы работы предполагают, что будущие исследования смогут рассказать больше о быте древних людей. Углубленный анализ раскроет, в каких пропорциях смешивались ингредиенты, какие методы термообработки использовали древние повара и как долго они готовили пищу: а это, в свою очередь, позволит воссоздавать рецепты, которые были популярны в древности.