01.02.2021
4 553

Геологи реконструировали древний климат Сахары

4.3

Результаты работы международной группы специалистов позволяют понять, как менялся климат самой большой жаркой пустыни мира, почему это происходило и как влияло на расселение древних людей по Северной Африке.

Пустыня Сахара / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Nature Geoscience. Известно, что Сахара превратилась в пустыню около пяти миллионов лет назад. Впрочем, после этого там наблюдались относительно краткосрочные изменения влажности: Сахара могла становиться саванной, по которой текли большие реки. Эти фазы неоднократно повторялись в четвертичный период и считаются ключевыми для развития человеческих популяций в прошлом. Однако механизмы, ответственные за реактивацию ныне спящих речных систем, остаются весьма туманными.

Чтобы восполнить этот пробел, ученые из Немецкого исследовательского центра геонаук, Лейпцигского университета (Германия), Гавайского университета (США) и Пусанского национального университета (Южная Корея) реконструировали климат Сахары за последние 160 тысяч лет. Работа основана на анализе наземных и морских отложений в заливе Сидра, или Большой Сирт (побережье Ливии).

Для сбора проб ученые использовали так называемый метод поршневого отбора керна, что позволило извлечь с морского дна девятиметровые «цилиндры» ила. Они содержат остатки отложений и растений, перенесенные с берегов Африканского континента, а также раковины микроорганизмов, которые жили на морском дне тысячи лет назад.

Объединив анализ этих данных с результатами компьютерного моделирования, удалось точно определить, какие климатические процессы происходили на территории Сахары в течение последних 160 тысяч лет. Специалисты установили, что чередованию влажных и сухих климатических фаз в этом регионе способствовали небольшие изменения орбиты Земли, а еще сокращение и увеличение площади полярных ледяных щитов.

В одно время там выпадало большое количество осадков, в другое — дождя не было вовсе. Ученые предполагают, что для древних людей, которые жили на территории Сахары в те времена, эти колебания климата сыграли большую роль, потенциально ускорив расселение по Северной Африке.