Геологи нашли следы сверхновой, вспыхнувшей неподалеку от Земли около 2,5 миллиона лет назад — Naked Science

В осадочных породах возрастом 2,5 миллиона лет обнаружены следы сравнительно близкого взрыва сверхновой. Вспышка была не слишком опасна для жизни на Земле, однако могла вызывать серию суровых оледенений плейстоцена.

Яркая сверхновая SN 1994D сияет чуть ниже плоскости галактики NGC 4526
Яркая сверхновая SN 1994D сияет чуть ниже плоскости галактики NGC 4526 / ©NASA, ESA, HST

Самые крупные звезды заканчивают жизнь взрывом сверхновой, в процессе которого образуются и рассеиваются в пространстве тяжелые химические элементы, включая марганец и железо. Отложения этих веществ в древних породах Земли, датированных возрастом около 2,5 миллиона лет, показали, что примерно в то время вспышка сверхновой произошла где-то неподалеку. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

Практически весь марганец на Земле присутствует в виде изотопа с массой 55. Остальные изотопы нестабильны, самый долгоживущий из них — марганец-53 — имеет период полураспада 3,7 миллиона лет. Это позволяет использовать его в качестве индикатора «свежего» марганца, образовавшегося и попавшего на планету сравнительно недавно. То же можно сказать о железе, среди изотопов которого есть стабильное и самое распространенное железо-56, а также неустойчивое железо-60 с периодом полураспада 2,6 миллиона лет.

В небольшом количестве такие изотопы постоянно попадают на Землю в составе космической пыли. Однако детальные исследования показывают: в некоторые периоды их количество нарастает, что и может быть связано со вспышками не очень далеких сверхновых. Гюнтер Коршинек (Gunther Korschinek) и его коллеги из Мюнхенского технического университета (TUM) обнаружили такой скачок в осадочных породах возрастом около 2,5 миллиона лет. По их оценкам, масса погибшей звезды могла составлять от 11 до 25 солнечных масс.

Избыточные количества «космических» изотопов не так велики. Если они действительно связаны с взрывом сверхновой, то произошел он, видимо, не слишком близко, вряд ли сказавшись на земной жизни, как это могло случаться ранее. «Однако это могло привести к повышению облачности, — добавляют авторы работы. — Возможно, тут есть определенная связь с эпохой плейстоцена, временем ледников, которая началась менее 2,6 миллиона лет назад».

Измерения, проведенные во время одного из сближений Parker с Венерой, позволили оценить плотность ее ионосферы и показали, что она меняется, следуя за изменениями активности Солнца.