07.10.2020

Ученые из Израиля провели эксперимент и выяснили, что наши предки могли нагревать камни, прежде чем изготовить из них орудия. Вероятно, такая технология была известна еще в нижнем палеолите.

Древние люди могли использовать огонь для изготовления каменных орудий гораздо раньше, чем считалось / ©psifactor.info

Статья об итогах этой работы опубликована в журнале Nature Human Behavior. Известно, что наши предки могли нагревать камни, чтобы облегчить их раскалывание. Однако такое «ноу-хау» появилось менее 100 тысяч лет назад. Тем не менее находки из пещеры Кесем (на территории Леванта), датируемые от 420 до 200 тысяч лет назад, заставили ученых из Научного института Вейцмана задуматься, могли ли наши предки использовать технологию нагрева в более древние времена.

Десятки тысяч каменных орудий, найденных в пещере, относят к уникальному ашело-ябрудийскому культурному комплексу. На них ученые и обнаружили следы воздействия огня и решили выяснить, было оно случайным или нет. Между тем увидеть следы такого воздействия крайне сложно: структура сырого кремня (из которого и сделана большая часть орудий) может варьироваться от участка к участку, в зависимости от геологических условий, при которых сформировалась порода. Поэтому следы подобных воздействий будут микроскопическими или даже еще менее заметными.

Каждый вид этих орудий был произведен при определенной температуре / ©phys.org

Чтобы преодолеть эту преграду, ученые провели эксперимент: собрали кремень в окрестностях пещеры Кесем (и в других частях страны), подвергли его нагреванию до различных температур, а затем исследовали образцы, рассмотрев их структуру вплоть до молекулярного уровня. Исследователи старались не зря: в результате удалось выявить три диапазона температур для каждого вида орудий. Так, клинки изготавливались при температуре 259 градусов Цельсия, лезвия (отщепы) — при 413 градусах, а «крышки» для «посуды» — при 447 градусах.

Эксперимент показал, что заданная температура в самом деле была оптимальной для изготовления тонких пластин — вроде клинков и отщепов. Таким образом, уже во времена нижнего палеолита наши предки могли использовать разные технологии в производстве предметов. Вероятно, такой способ стал адаптацией к переходу на новый вид добычи, на которую охотились местные группы, — со слонов на ланей, — что требует более «изящных» и острых орудий.