Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
09.09.2020
55 828

Древнейшая ДНК неандертальцев пролила свет на то, как они переживали холода

4.8

Международная группа ученых выделила старейшую митохондриальную ДНК неандертальца из Центральной и Восточной Европы и выяснила, что этот вид древних людей мигрировал чаще, чем считалось ранее.

Древнейшая ДНК неандертальцев пролила свет на то, как они переживали холода / ©rusargument.ru

Результаты исследования ученых из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Германии, Вроцлавского университета в Польше, Института систематики и эволюции животных Польской академии наук и Университета Болоньи в Италии опубликованы в журнале Scientific Reports.

ДНК выделили из неандертальского зуба, найденного в пещере Стайня в Польше. Останки принадлежат представителю микокской культуры (надо сказать, таких останков науке известно мало) — переходной между поздним ашелем и мустье. Эта культура относится ко времени оледенения, когда климат резко ухудшился и в Центральной и Восточной Европе леса стали сменять степи и тайга. Это, в свою очередь, способствовало распространению мамонтов, шерстистых носорогов и других холодоустойчивых видов животных.

Вид с воздуха на пещеру Стайня / ©www.mpg.de

Неандертальцы в это время испытали демографический кризис, поэтому им пришлось мигрировать на юг. В более северные районы они вернулись лишь после того, как улучшился климат. Тем не менее микокские орудия труда находят в Центральной и Восточной Европе: таким образом, получается , что часть неандертальцев переживала холода на месте. Ареал микокской культуры охватывает восток Франции, Польшу и Кавказ.

Археологи долгое время были озадачены стойкостью этих групп неандертальцев, переживавших холода на протяжении более чем 50 тысяч лет. Выделенная ДНК неандертальца возрастом около 80 тысяч лет из польской пещеры позволила пролить свет на эти вопросы. При этом выделение столь древней ДНК — событие само по себе важное, так как генетический материал такой давности сохраняется очень редко. Еще один важный нюанс — эта ДНК была выделена из зуба представителя культуры микок, найденного в пещере Польши.

Трехмерная цифровая модель найденного моляра / ©Стефано Бенацци / www.mpg.de

Дело в том, что эта территория, находящаяся между западноевропейскими равнинами и Уралом, служит ключевым регионом для понимая миграций неандертальцев, а также для решения вопроса об адаптивности и биологии этого вида людей в холодной среде обитания. Митохондриальная ДНК неандертальца показала, что его геном близок к ранее выделенному геному неандертальца с Северного Кавказа из Мезмайской пещеры.

Используя молекулярно-генетические часы, ученые смогли установить приблизительную степень родства между ними. В результате исследователи сделали вывод: чтобы эффективнее переживать морозный климат, неандертальцы, по-видимому, повысили свою мобильность и стали перемещаться с места на место, преследуя адаптированных к холодам мигрирующих животных. А реки Прут и Днестр, вероятно, служили основными коридорами их миграций из Центральной Европы на Кавказ.