• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.11.2015
Редакция Naked Science
1
5 702

Россия vs Турция: чья боевая авиация сильней?

3.2

Уничтожение российского Су-24 привело к тому, что Россия и Турция оказались почти что на грани войны. Посмотрим, чья военная авиация сильнее.

ВВС России
©Wikipedia

Начало и продолжение

Самолет Су-24М был сбит 24 ноября турецким истребителем F-16, выпустившим по нему ракету класса «воздух-воздух». Турки сразу заявили, что «предупреждали российских летчиков десять раз». При этом даже американские эксперты говорят, что Су-24 мог находиться над Турцией лишь секунды. Самолет возвращался после выполнения задания на авиабазу «Хмеймим» и потерпел крушение на сирийской территории.

Оставим за скобками морально-этический вопрос – это отдельная тема для дискуссии. Нас прежде всего интересуют последствия гибели Су-24М. Российский аналитик Павел Фельгенгауэр признал, что сейчас страны де-факто оказались на грани войны. Причем НАТО (и прежде всего США) ясно показали, что вмешиваться не будут. И хотя Турция – союзник США по НАТО, понять американцев можно: Вашингтон, кроме прочего, знает, что обвинения в адрес Турции относительно связи с ИГ не лишены оснований. Турки поддерживают или, как минимум, закрывают глаза на боевиков Исламского государства. Поэтому Америка и Европа вряд ли будут заступаться за Эрдогана (во всяком случае, пока). А вот эскалация конфликта между Турцией и Россией вполне возможна, и градус напряжения в сирийском небе будет только расти.

Один из вариантов – это воздушное прикрытие Турцией районов, где проживают союзные туркам сирийские туркмены. Они выступают против Асада и, соответственно, бомбардировок РФ. Ранее турецкие власти уже обвинили Россию в ударах по «мирным жителям». Но РФ четко дала понять, что менять стратегию не будет. Поэтому летчики-истребители турецких и российских ВВС могут еще не раз повстречаться друг с другом.

Бомбардировщик Су-24 / ©Modernweapon  

Боевой состав

Турция:
Россия и Турция – мощные региональные державы, тратящие на оборону немало средств. По состоянию на 2014 год РФ занимала по расходам на военные нужды третье место в мире (84,5 млрд долларов). Турция укрепилась на пятнадцатой позиции – она тратит на оборону 22,6 млрд. Это меньше расходов Франции и Германии, но больше, чем тратит Израиль. Новые танки, крылатые ракеты, универсальные десантные корабли, лазерные боевые комплексы – над всем этим сейчас работает ВПК Турции.

Однако нас прежде всего интересуют боевые самолеты-истребители. Кроме предполагаемой покупки ста американских истребителей пятого поколения турки работают над аналогичной машиной собственной разработки – истребителем TF-X. Конечно, истребители пятого поколения появятся в распоряжении турецких военных не скоро: это произойдет (если произойдет) не раньше, чем через 5-10 лет. Сначала это будут F-35, а потом, возможно, подоспеет и TF-X. А пока что основу турецких ВВС составляют самолеты четвертого поколения F-16. Еще в арсенале имеются сильно устаревшие американские истребители NF-5 (модификация Нортроп F-5).

Истребители ВВС Турции:
Tusas F-16C – 168
Tusas F-16D – 40
Canadair NF-5A – 26
Canadair NF-5B – 15

Турецкие F-16 не новые, но, в целом, это мощные и современные машины, способные применять широкий спектр вооружений. В то же время NF-5A объективно устарели и не могут эффективно использоваться в войне.

Турецкие F-16 c современным вооружением / ©Topwar

Россия:
Российские ВВС больше турецких и кроме истребителей в состав боевой авиации входят штурмовики, фронтовые, дальние и стратегические бомбардировщики. Последние, кстати, недавно «отработали» новыми крылатыми ракетами Х-101 по территории Сирии. Что же касается истребителей, то, как и в случае с Турцией, они представлены машинами поколения 4 и 4+. Минобороны заявило о готовности принять на вооружение ПАК ФА в следующем году, но эти заявления звучат слишком самоуверенно. С момента первого взлета машины и до ее принятия на вооружение обычно проходит десять-пятнадцать лет. Следовательно, боеспособный истребитель пятого поколения мы увидим не раньше 2020-х.

Основа истребительной авиации ВКС РФ – это Су-27 и самолеты, сделанные на его базе. Формально у России есть сотни МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, в большинстве случаев это очень старые и не модернизированные самолеты, почти исчерпавшие свой ресурс. Сейчас на базе Су-27 строятся новые Су-30СМ и Су-35С. Именно эти машины вместе с модернизированными Су-27СМ в ближайшие годы составят основу ВКС России.

Истребители ВКС РФ:
Су-27/ Су-27УБ – примерно 250
Су-27СМ – 80
Су-30 – 20
Су-30СМ – 39
Су-35С – 40
МиГ-29 (всех модификаций) – примерно 200
МиГ-31 (всех модификаций) – примерно 150

По-настоящему боеспособными из этого числа можно считать только Су-30СМ и Су-35С новой постройки. Они имеют БРЛС (Бортовая радиолокационная станция) с ПФАР (Пассивная фазированная антенная решетка). Часть Су-27, хотя и проходила модернизацию до Су-27СМ, принципиально новых возможностей не получила. На них, например, оставили старую, уже неэффективную БРЛС. Также почти не изменились летные характеристики.

Боеспособность почти всех МиГ-29 сомнительна, ведь эти машины (за исключением новых МиГ-29СМТ) практически не модернизировались. МиГ-31 проходят модернизацию до МиГ-31БМ, но данный самолет даже в новой «ипостаси» остается узкоспециализированным перехватчиком. Он хорошо оптимизирован для поражения бомбардировщиков и крылатых ракет, но не может бороться с истребителями. Причиной является ракета Р-33, которой оснащен данный самолет. Она имеет ограничения по перегрузке цели 4g. Истребитель F-16, конечно, может маневрировать с гораздо большей перегрузкой, достигающей 9g. К тому же сам МиГ-31 неповоротлив, что не увеличивает его шансы в ближнем воздушном бою.

МиГ-31 / ©Vpk-news

Оружие

Во время российской операции в Сирии мы видели много новых отечественных АСП (Авиационные средства поражения). Среди них корректируемые авиабомбы КАБ-500-С и КАБ-1500, крылатые ракеты Х-101 и Х-555 и другое. В целом, ситуация здесь значительно улучшилась для России. Притчей во языцех остается отставание по части ракет класса «воздух-воздух». Основной ракетой средней дальности ВКС РФ даже сейчас является очень старая Р-27 c полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. После пуска летчик должен «вести» ее до попадания в цель. Совершать резкие маневры при этом невозможно – ракета просто не попадет в самолет/вертолет/БПЛА.

Р-27 получила несколько модификаций и одна из них (Р-27Т) имеет тепловую головку самонаведения. Такую ракету не нужно никуда «вести», однако цель типа «истребитель» она может поражать в переднюю полусферу на предельно низкой дистанции. Следовательно, как ракета средней дальности она не может использоваться эффективно.

У турецких летчиков в этом плане все обстоит лучше. Они имеют последние модификации американских AIM-120 AMRAAM, работающих по принципу, схожему с концепцией «пустил-и-забыл». Пилот F-16 может выпустить ракеты по нескольким целям одновременно и, развернувшись на 180 градусов, уйти на свой аэродром. В целом, по мнению экспертов, сейчас именно AIM-120 является самой совершенной ракетой средней дальности. Она к тому же не раз доказывала свою эффективность в бою.

В случае ближнего боя преимущество будет также у турков, ведь недавно они получили от США новейшие и наиболее совершенные в мире ракеты ближнего боя AIM-9X. ВКС РФ, в свою очередь, продолжают использовать ракету Р-73. К моменту появления в 80-х это была лучшая ракета «воздух-воздух» ближней дальности. Сейчас же она не отвечает требованиям современной войны.

Ракета Р-27Р под крылом МиГ-29 / ©Wikimedia  

Кто сильней?

Превосходство в случае воздушной войны будет иметь Россия. Несмотря на описанные технические трудности, количество боеспособных летательных аппаратов у РФ выше, и оно растет. Воздушные бои с турецкими ВВС не будут для российских летчиков «легкой прогулкой»: есть отличия между ударами по не имеющим прикрытия ПВО объектам ИГ и конфликтом с хорошо вооруженным противником. При этом сама Турция, при условии отсутствия помощи от НАТО, также не сможет долго продержаться против РФ. Ее экономика не выдержит затяжного военного конфликта с такой мощной державой, как Россия.

Как мы уже отмечали, российские ВКС имеют не только многоцелевые истребители (о которых говорится в статье). Удары по турецким наземным целям в случае эскалации конфликта смогут наносить узкоспециализированные фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34. Дальние и стратегические бомбардировщики пригодятся для уничтожения особо важных объектов неприятеля, а штурмовики будут «утюжить» бронетехнику врага. К счастью для РФ, за последнее время у авиации появилось некоторое количество бомб и ракет нового поколения. Поэтому авиацию ВКС РФ уже нельзя назвать анахронизмом, как это было в 2000-е или 90-е годы.

Мы уже не говорим о наличии у России ядерного арсенала, который в случае опасности выступит веским аргументом против дальнейшей войны. В целом, по общему военному потенциалу (ядерное + тактическое оружие) РФ занимает второе место в мире, сильно уступая только Вооруженным силам США. Поэтому Турция, даже имея рядом союзников по Североатлантическому альянсу, едва ли захочет полномасштабной войны с Россией.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 13:05
Ольга Иванова

Новые автомобили известных брендов, купленные за последние несколько лет, оказались в два раза менее качественными, чем те, что были приобретены в 2010 году. И в будущем ситуация будет только хуже. К такому выводу пришли исследователи из США, которые также оценили марки машин по их надежности, составив рейтинг — от более к менее качественным автомобилям.

Вчера, 19:23
Полина

Распространено мнение, что, чтобы справиться с гневом, необходимо дать волю негативным эмоциям. Исследователи из США доказали, что такой метод не позволяет снизить уровень агрессии.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

-
-1
+
Забавно что прогноз 2015 года по появлению в войсках боеспособного ПАК ФА (не раньше 2020-х) оказался точен.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: