20.10.2015
Редакция Naked Science
1 001

У взрослых возможна регенерация зубов, – ученые

Ученые считают, что у человека возможна регенерация зубов. К этому выводу их подтолкнули рыбы.

karies
©Wikipedia / Автор: Андрей Чернов

Результаты нового исследования американских специалистов детально изложены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В центре их внимания находилось формирование зубов и вкусовых рецепторов у эмбрионов рыб. Роль языка у этих животных частично выполняют специальные вкусовые сосочки, перемежающиеся с зубами.

Цихловые крайне неоднородны: существует множество видов, приспособленных к разным условиям существования. Одни заглатывают планктон целиком, и им, следовательно, практически не нужны зубы. Другие рыбы занимаются общипыванием водорослей: для этого им требуются и зубы, и вкусовые рецепторы. Последние нужны для различения полезных и вредных водорослей.

Скрестив цихловых, принадлежащих к двум родственным видам, ученые смогли определить генетические различия у гибридов, отвечающие за концентрацию зубов и вкусовых рецепторов. Эмбрионы рыб помещались в химические растворы, и за счет этого исследователи могли управлять развитием те или иных элементов. Подобная «гибкость» стала для экспертов неожиданностью, причем сдвиги можно было наблюдать на пятый-шестой день существования плода. Выяснилось, что и зубы, и вкусовые рецепторы порождает одна и та же эпителиальная ткань формирующихся челюстей. Что немаловажно, были найдены также общие гены, отвечающие за развитие зубов и у других животных – мышей.

Цихловые являются семейством лучеперых рыб из отряда окунеобразных. Длина представителей семейства варьируется от 2,5 см до почти одного метра. Сильно различается и форма тела, хотя в большинстве случаев эти рыбы имеют овальную форму. На сегодняшний день описано около 1300 видов цихловых.

Теперь ученые говорят, что за счет соответствующих химических сигналов станет возможной регенерация зубов и у людей. Автор исследования Тодд Стрилмэн (Todd Streelman) заявил, что именно в этом направлении сейчас работает группа исследователей. Нужно будет не только вырастить зубы, но и понять механизмы нервов и кровеносных сосудов, без которых они не смогут нормально функционировать.

Недавно другие специалисты представили технологию, также позволяющую зубам регенерировать. Специальные электрические импульсы приводят к тому, что зубы сами и в большом количестве выращивают эмаль. Таким путем можно будет «зарастить» небольшую дыру без пломб и болезненных сверлений.