02.10.2022
Анна Новиковская

В Китае нашли древнейшую рыбу с зубами

4.0

Сегодня зубы есть у большинства позвоночных, но с точки зрения палеонтологии это сравнительно недавнее эволюционное приобретение, появившееся чуть более 400 миллионов лет назад. И китайским ученым повезло обнаружить ископаемую рыбу как раз из того периода, возможно — самую первую «акулу» на Земле.

Новый вид рыб, хоть и не выглядит грозно, по меркам своего времени, был опасным хищником / © eurekalert.org

До возникновения зубов и челюстей наши предки, древние позвоночные животные, рылись в мягких донных отложениях, фильтруя мелкую живность. Лишенные органов нападения, они могли разве что случайно всосать в рот некрупного рачка, червя или меньшего сородича.

Однако около 425 миллионов лет назад среди примитивных рыб появилось эволюционное новшество, которое определило дальнейший курс развития позвоночных. У каких-то бесчелюстных жаберные дуги, изначально служившие для поддержки дыхательного аппарата, сместились вперед, превратившись в первые челюсти.

Приблизительно в то же время появились и первые настоящие зубы, которых были лишены более древние бесчелюстные рыбы. Существует несколько теорий их происхождения, включающих развитие из рыбьей чешуи или роговых образований глотки, но в итоге зубы и челюсти сформировали единый аппарат, служащий для хватания и удерживания крупной, активно сопротивляющейся добычи.

И теперь китайские ученые описали древнейшую рыбу с зубами: новый вид, получивший название Qianodus duplicis, или двойной цяньодус, жил около 443–419 миллионов лет назад. Окаменелости были обнаружены в 2019 году на юге Китая, в провинции Гуйчжоу, и представляют своеобразные зубные завитки, на которых росло несколько длинных острых зубов. Эти зубы как минимум на 14 миллионов лет старше любых других зубов, обнаруженных палеонтологами.

Реконструкция головы цяньодуса: обратите внимание на колючий завиток на конце нижней челюсти животного / © caixinglobal.com

Появление у позвоночных зубов привело к взрыву биоразнообразия, и очень скоро в древних морях уже плавало множество животных, способных кусать и разрывать добычу. Древние бесчелюстные быстро уступили свои роли в экосистемах, и уже 419 миллионов лет, к началу девона, древние хрящевые и костные рыбы достигли небывалого разнообразия, благодаря чему это время получило название «эпохи рыб».

Исследование опубликовано в журнале Nature.