Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Космическую индустрию спасет «Феникс». Наверное…
Трудности с ракетой «Ангара» и успехи конкурентов на поприще ракетостроения побудили российскую космическую индустрию к разработке новой ракеты-носителя — более экономичного «Феникса».
«Ангара», да не та
Семейство ракет «Союз» и тяжелый «Протон» были весьма удачными для своего времени. Но сейчас, очевидно, им нужна замена. «Ангара» — именно с ее именем были связаны главные чаяния отечественной космической индустрии. На фоне многомиллиардных вливаний нефтедолларов будущее проекта казалось безоблачным, хотя ракета и превратилась в долгострой. Но в 2014-м грянул кризис, а затем на поприще космических запусков еще более уверенно заявил о себе Илон Маск, успешно отправив в космос ступень, уже там побывавшую.
Так началась новая эра многоразовых ракет, и «Ангара» на их фоне выглядела, мягко скажем, бледно. По состоянию на декабрь 2014 года, старт этой ракеты обходился в два раза дороже запуска «Протона-М», который, в свою очередь, дороже Falcon’а. Если цена запуска ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» составляет 65–70 млн долларов, то Falcon 9 FT обходится в 62 млн. Последний сейчас де-факто является самым коммерчески привлекательным вариантом на рынке. Ну и не нужно забывать, что имя Маска тоже играет на руку его детищу. Реклама, можно сказать, бесценна.
При условии широкой эксплуатации «Ангары» она в теории могла стать дешевле. Беда в том, что «Ангара» почти не летает. Всего лишь два запуска ракета совершила в теперь уже далеком 2014 году. Следующий намечен только на 2018-й, и это будет очередное испытание. В общем-то, неудивительно, что у «Ангары» забрали «Федерацию» — перспективный российский космический корабль. И теперь его должны запускать другие ракеты, прежде всего, ракета-носитель среднего класса «Феникс». Но ее только предстоит создать.
Восстать из пепла
Концепция «Феникса» не взялась из ниоткуда. Разработчик — РКК «Энергия» — вдохновился, прежде всего, советской (а затем украинской) ракетой «Зенит». Последняя — в числе самых экономичных ракет-носителей. В обоих случаях на первой ступени установлен российский жидкостный ракетный двигатель РД-171, и с определенными оговорками «Феникс» можно считать «русским аналогом украинского “Зенита”». Еще одна база для «Феникса» — наработки по ракете «Русь-М», которую отменили в 2011 году из-за нехватки средств.
В «Фениксе» заинтересован Казахстан, который выделил средства на разработку ракеты под названием «Сункар». C названиями вообще можно запутаться. Предполагается, например, что «Феникс», который выведет на орбиту «Федерацию», назовут «Союз-5», хотя это, конечно, новая ракета, а не вариант советского «Союза».
Первый запуск «Феникса» намечен на 2021 год. На первой ступени ракеты, как уже отмечалось, планируют использовать двигатели РД-171М, на второй — РД-0124 (как на третьей ступени ракеты «Союз-2.1б»). Новую ракету будут запускать с модернизированного Байконура, а кроме этого, она сможет потеснить «Зенит» на комплексе «Морской старт».
Главный вопрос можно сформулировать так: почему же «Феникс» считают перспективнее «Ангары»? Известный эксперт в области космической индустрии Виталий Егоров полагает, что это обусловлено, в частности, разработчиком. Создавший «Ангару» ГКНПЦ им. Хруничева запятнал репутацию многочисленными скандалами. На его фоне разрабатывающая «Феникс» РКК «Энергия» выглядит образцово-показательно. Но, конечно, главная причина кроется в цене. Если «Феникс» будет дешевле «Протона», его будут покупать «частники». S7 Group, которая эксплуатирует «Морской старт», уже готова закупать ракету и производить запуски.
Стоит сказать, что «Феникс» не такой мощный, как «Ангара», поэтому лунным амбициям России в очередной раз нанесен «удар в спину». Однако в будущем могут создать тяжелую «лунную» ракету, представляющую собой связку «Фениксов». Нечто подобное мы видим на примере тяжелой Falcon Heavy Илона Маска, имеющей боковые ускорители на базе первой ступени Falcon 9 FT. Но создание из нескольких ракет «одной большой» — процесс долгий и технически сложный, поэтому стремительных трансформаций «Феникса» ждать не приходится.
Ни «Феникса», ни «Ангары»
Вообще, рассчитывать на «Феникс» как на чудо-средство, которое оставит всех конкурентов не у дел, было бы наивно. Создание новой ракеты может занять годы и десятилетия. Вспомним, что «Ангару» начали разрабатывать очень давно: в середине 90-х. А первый запуск, как уже говорили, она совершила только в 2014 году.
С новой ракетой-носителем может выйти похожая история. И даже если она не превратится в очередной долгострой, появится «Феникс» не в очень удачное для себя время. SpaceX уже сейчас говорит, что повторное применение первой ступени обходится примерно в два раза дешевле, чем строительство ракеты с нуля. Другие компании, такие как Airbus, тоже включились в космическую гонку и предлагают свои варианты. Так что будущее одноразового «Феникса» на самом деле туманно. Как, впрочем, и уже неразрывно связанной с ним «Федерации».
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии