Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Космическую индустрию спасет «Феникс». Наверное…
Трудности с ракетой «Ангара» и успехи конкурентов на поприще ракетостроения побудили российскую космическую индустрию к разработке новой ракеты-носителя — более экономичного «Феникса».
«Ангара», да не та
Семейство ракет «Союз» и тяжелый «Протон» были весьма удачными для своего времени. Но сейчас, очевидно, им нужна замена. «Ангара» — именно с ее именем были связаны главные чаяния отечественной космической индустрии. На фоне многомиллиардных вливаний нефтедолларов будущее проекта казалось безоблачным, хотя ракета и превратилась в долгострой. Но в 2014-м грянул кризис, а затем на поприще космических запусков еще более уверенно заявил о себе Илон Маск, успешно отправив в космос ступень, уже там побывавшую.
Так началась новая эра многоразовых ракет, и «Ангара» на их фоне выглядела, мягко скажем, бледно. По состоянию на декабрь 2014 года, старт этой ракеты обходился в два раза дороже запуска «Протона-М», который, в свою очередь, дороже Falcon’а. Если цена запуска ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» составляет 65–70 млн долларов, то Falcon 9 FT обходится в 62 млн. Последний сейчас де-факто является самым коммерчески привлекательным вариантом на рынке. Ну и не нужно забывать, что имя Маска тоже играет на руку его детищу. Реклама, можно сказать, бесценна.

При условии широкой эксплуатации «Ангары» она в теории могла стать дешевле. Беда в том, что «Ангара» почти не летает. Всего лишь два запуска ракета совершила в теперь уже далеком 2014 году. Следующий намечен только на 2018-й, и это будет очередное испытание. В общем-то, неудивительно, что у «Ангары» забрали «Федерацию» — перспективный российский космический корабль. И теперь его должны запускать другие ракеты, прежде всего, ракета-носитель среднего класса «Феникс». Но ее только предстоит создать.
Восстать из пепла
Концепция «Феникса» не взялась из ниоткуда. Разработчик — РКК «Энергия» — вдохновился, прежде всего, советской (а затем украинской) ракетой «Зенит». Последняя — в числе самых экономичных ракет-носителей. В обоих случаях на первой ступени установлен российский жидкостный ракетный двигатель РД-171, и с определенными оговорками «Феникс» можно считать «русским аналогом украинского “Зенита”». Еще одна база для «Феникса» — наработки по ракете «Русь-М», которую отменили в 2011 году из-за нехватки средств.

В «Фениксе» заинтересован Казахстан, который выделил средства на разработку ракеты под названием «Сункар». C названиями вообще можно запутаться. Предполагается, например, что «Феникс», который выведет на орбиту «Федерацию», назовут «Союз-5», хотя это, конечно, новая ракета, а не вариант советского «Союза».
Первый запуск «Феникса» намечен на 2021 год. На первой ступени ракеты, как уже отмечалось, планируют использовать двигатели РД-171М, на второй — РД-0124 (как на третьей ступени ракеты «Союз-2.1б»). Новую ракету будут запускать с модернизированного Байконура, а кроме этого, она сможет потеснить «Зенит» на комплексе «Морской старт».
Главный вопрос можно сформулировать так: почему же «Феникс» считают перспективнее «Ангары»? Известный эксперт в области космической индустрии Виталий Егоров полагает, что это обусловлено, в частности, разработчиком. Создавший «Ангару» ГКНПЦ им. Хруничева запятнал репутацию многочисленными скандалами. На его фоне разрабатывающая «Феникс» РКК «Энергия» выглядит образцово-показательно. Но, конечно, главная причина кроется в цене. Если «Феникс» будет дешевле «Протона», его будут покупать «частники». S7 Group, которая эксплуатирует «Морской старт», уже готова закупать ракету и производить запуски.

Стоит сказать, что «Феникс» не такой мощный, как «Ангара», поэтому лунным амбициям России в очередной раз нанесен «удар в спину». Однако в будущем могут создать тяжелую «лунную» ракету, представляющую собой связку «Фениксов». Нечто подобное мы видим на примере тяжелой Falcon Heavy Илона Маска, имеющей боковые ускорители на базе первой ступени Falcon 9 FT. Но создание из нескольких ракет «одной большой» — процесс долгий и технически сложный, поэтому стремительных трансформаций «Феникса» ждать не приходится.
Ни «Феникса», ни «Ангары»
Вообще, рассчитывать на «Феникс» как на чудо-средство, которое оставит всех конкурентов не у дел, было бы наивно. Создание новой ракеты может занять годы и десятилетия. Вспомним, что «Ангару» начали разрабатывать очень давно: в середине 90-х. А первый запуск, как уже говорили, она совершила только в 2014 году.
С новой ракетой-носителем может выйти похожая история. И даже если она не превратится в очередной долгострой, появится «Феникс» не в очень удачное для себя время. SpaceX уже сейчас говорит, что повторное применение первой ступени обходится примерно в два раза дешевле, чем строительство ракеты с нуля. Другие компании, такие как Airbus, тоже включились в космическую гонку и предлагают свои варианты. Так что будущее одноразового «Феникса» на самом деле туманно. Как, впрочем, и уже неразрывно связанной с ним «Федерации».

По замыслу исследователей, в будущем нетрадиционный способ доставки кислорода в организм, который они называют «энтеральной вентиляцией», может стать спасением для пациентов с дыхательной недостаточностью. Эксперимент подтвердил безопасность процедуры для людей, что приближает ученых к реализации идеи.
В новом эксперименте исследователи из Финляндии проследили, как два типа питания повлияли на энергетический обмен веществ у псов породы стаффордширский бультерьер. Некоторые из биомаркеров, по которым судили об эффекте, в отношении собак применили впервые.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.
Насколько счастливым нужно быть человеку, чтобы это начало благоприятно сказываться на продолжительности жизни? Ученые определили минимальный уровень субъективного ощущения благополучия, или счастья, преодолев который, оно становится фактором, позитивно влияющим на здоровье населения страны.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии