В России разрабатывают проект для заправки космических аппаратов на орбите
06.08.2019

В России разрабатывают проект для заправки космических аппаратов на орбите

Как сообщают СМИ, таким образом удастся продлить срок работы спутников в полтора раза.

polar-orbits

Российские ученые работают над проектом «орбитальной заправки», сообщили «Известия» со ссылкой на завкафедры бортового электрооборудования и энергетических систем Академии им. А. Ф. Можайского полковника Дмитрия Каргу. По задумке ученых, целая когорта роботов-заправщиков будет подзаряжать космические аппараты прямо на орбите.

Прототип будет выглядеть как своеобразная «летающая тарелка» с солнечными батареями и фотоэлектрическими модулями. Аппарат сможет преобразовывать солнечную энергию и собирать свет, отражаемый от Земли, а при помощи «суперконденсатора», накапливающего электричество, энергия будет передаваться заряжаемым аппаратам.

Так станет возможным продлить срок службы аппарата и сэкономить порядка трех миллиардов рублей за каждый спутник. Кроме того, если на орбите будут работать «бензоколонки», можно будет убрать дополнительные аккумуляторы с самих аппаратов и тем самым сделать их легче.

По информации СМИ, проект нацелен на «заправку» малых аппаратов международной спутниковой поисково-спасательной системы Cospas-Sarsat и спутников — ретрансляторов интернета, видео- и радиосвязи.

«Наша идея позволяет увеличить энерговооруженность спутников, находящихся на теневом участке орбиты, где нет солнечного света, а также в ситуациях, когда запаса электроэнергии не хватит для выполнения целевых задач. То есть фактически предотвратить потерю аппарата. В этой ситуации никто не откажется получить даже 100 Вт дополнительной электроэнергии», — рассказал «Известиям» Каргу.

Теперь проект должно рассмотреть и одобрить Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий Министерства обороны, подчеркнул полковник.

Между тем, как отмечают эксперты, еще ни одна страна не смогла создать систему для заправки аппаратов прямо в космосе, хотя над аналогичными проектами уже трудятся в США. Среди отечественных конкурентов ученых из Академии им. А. Ф. Можайского — ракетно-космическая корпорация «Энергия», сотрудники которой, по информации «Роскосмоса», в 2016 году провели уникальный эксперимент по передаче электроэнергии с одного объекта на другой посредством лазерного инфракрасного излучения.