Falcon 9: чем обернется успех Илона Маска для остальных — Naked Science

Falcon 9: чем обернется успех Илона Маска для остальных

Первый в истории повторный запуск ступени ракеты-носителя, уже побывавшей в космосе, можно без преувеличения назвать историческим событием. Попробуем разобраться, что это означает и чем может обернуться для других участников космической гонки.

c8lzmlrvoaiahvz

Ракета-носитель Falcon 9 была успешно запущена 31 марта в 01:27 по мск со стартовой площадки LC-39A космического центра Кеннеди. Менее чем через три минуты после старта первая ступень успешно отделилась, а еще примерно через шесть минут она приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. Геостационарный спутник связи SES-10 был успешно выведен на орбиту.

Falcon 9. Запуск, посадка и повторное использование / ©YouTube

Достижение Илона Маска сложно переоценить. Впервые был осуществлен повторный запуск ступени ракеты-носителя Falcon 9, уже побывавшей в космосе. Собственно, вокруг этой концепции и строилась данная ракета: она изначально была рассчитана на многоразовость.

Компания SpaceX достигла успеха не сразу. Ей долго не удавалось посадить первую ступень на платформу. Однако 22 декабря 2015 года инженерам компании все же удалось осуществить посадку ступени на наземную площадку. Затем Маск провел множество других удачных приземлений. Однако все это не имело бы никакого смысла, если бы первую ступень не удалось запустить повторно. Ведь задача SpaceX заключается не просто в демонстрации технологий. Путем создания многоразовой ракеты Илон Маск изначально хотел снизить цену космических запусков, оставив далеко позади своих конкурентов, детища которых, в случае его успеха, оказались бы дороже. Идея Маска не лишена смысла. Первая ступень – самая дорогая часть ракеты, и ее возврат действительно способен удешевить запуски.

Посадка первой ступени Falcon 9  / ©SpaceX

Вообще, Falcon 9 даже без учета концепции возвращения ступени – весьма современная, совершенная и достаточно экономичная ракета. Ее запуск обходится примерно в 62 млн долларов. Если говорить проще, другие ракеты дороже. Еще в 2008 году цена старта российской ракеты-носителя «Протон» с использованием блока «Бриз-М» достигла 100 млн долларов. Потом, правда, последовали кризис и обвал рубля, что уменьшило цену. Успешные запуски Falcon 9 заставили россиян снизить стоимость еще больше – до 65 млн долларов. Но даже в этом случае главный козырь российских ракетостроителей – относительно низкая цена – терялся. И за весь 2016 год было осуществлено только два коммерческих запуска «Протона».

Успешный повторный старт первой ступени SpaceX может окончательно добить конкурентов Маска. Отметим, что не так давно у критиков SpaceX появился веский повод позлорадствовать: в компании заявили, что повторное использование первой ступени снизит цену запусков всего лишь на 10%, в то время как раньше утверждалось о 30% экономии. Со стороны может показаться, что 10% – очень мало, однако это не так. Ведь падение цены старта ниже 62 млн долларов приведет к тому, что еще больше заказчиков выберут именно Falcon 9. Стоит также сказать, что 10-процентная экономия – это только первый шаг. Сейчас в SpaceX хотят «отбить» деньги, вложенные в ракету и инфраструктуру. При условии, что финансовые показатели «выровняются», последует дальнейшее снижение цены запусков уже на 30%, а может быть, и еще ниже. Так что у конкурентов Илона есть над чем задуматься, и вряд ли эти мысли будут приятными.

Протон / ©Роскосмос

Собственно, небольшие подвижки в этом направлении все же есть. В июле 2016 года сообщалось, что специалисты российского ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» приступили к согласованию проекта «бюджетной» ракеты-носителя «Протон Лайт», способной составить конкуренцию ракете Falcon 9. Тогда же стало известно, что первый запуск хотят провести в 2018 году. Но, вообще, все это сейчас видится чересчур оптимистичным. Найдутся ли у России финансы на реализацию этого проекта? Да и полноценной альтернативной Falcon 9 он все равно не станет.

Кстати, навязать конкуренцию Маску хотят и европейцы. Стало известно, что компания Airbus приступила к разработке многоразовой ракеты-носителя Adeline (Advanced Expendable Launcher with INnovative engine Economy). В отличие от творения SpaceX, взлетать аппарат будет как ракета, а посадка планируется уже в самолетном режиме. Вот только многоразовыми хотят сделать только двигатели и авионику, а не всю первую ступень. Топливный бак для жидкого водорода и кислорода будет сгорать в атмосфере после отделения от ракеты. Поэтому здесь вообще сложно говорить о каком-то преимуществе над Falcon 9. А еще подготовить Adeline к запуску хотят только к 2025 году. К тому времени измениться может очень многое…

Adeline / ©Airbus

Даже если конкуренты Маска и пойдут по его пути (а они, как мы видим, пытаются это сделать), отставание будет весьма и весьма существенным. Пока что SpaceX видится безоговорочным лидером космической гонки.

Ученые из Стэнфордского университета обнаружили соединения РНК с простыми сахарами — глико-РНК, — о существовании которых в живых клетках никто до сих пор не задумывался.

Новые методы оценки возраста звезд показали, что молодой Млечный Путь активно зажигал их еще до первых слияний с соседними галактиками.