31.03.2017
Редакция Naked Science
3
501

Falcon 9: чем обернется успех Илона Маска для остальных

Первый в истории повторный запуск ступени ракеты-носителя, уже побывавшей в космосе, можно без преувеличения назвать историческим событием. Попробуем разобраться, что это означает и чем может обернуться для других участников космической гонки.

c8lzmlrvoaiahvz
©Wikipedia

Ракета-носитель Falcon 9 была успешно запущена 31 марта в 01:27 по мск со стартовой площадки LC-39A космического центра Кеннеди. Менее чем через три минуты после старта первая ступень успешно отделилась, а еще примерно через шесть минут она приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. Геостационарный спутник связи SES-10 был успешно выведен на орбиту.

 

Falcon 9. Запуск, посадка и повторное использование / ©YouTube

 

Достижение Илона Маска сложно переоценить. Впервые был осуществлен повторный запуск ступени ракеты-носителя Falcon 9, уже побывавшей в космосе. Собственно, вокруг этой концепции и строилась данная ракета: она изначально была рассчитана на многоразовость.

 

Компания SpaceX достигла успеха не сразу. Ей долго не удавалось посадить первую ступень на платформу. Однако 22 декабря 2015 года инженерам компании все же удалось осуществить посадку ступени на наземную площадку. Затем Маск провел множество других удачных приземлений. Однако все это не имело бы никакого смысла, если бы первую ступень не удалось запустить повторно. Ведь задача SpaceX заключается не просто в демонстрации технологий. Путем создания многоразовой ракеты Илон Маск изначально хотел снизить цену космических запусков, оставив далеко позади своих конкурентов, детища которых, в случае его успеха, оказались бы дороже. Идея Маска не лишена смысла. Первая ступень – самая дорогая часть ракеты, и ее возврат действительно способен удешевить запуски.

 

Посадка первой ступени Falcon 9  / ©SpaceX 

 

Вообще, Falcon 9 даже без учета концепции возвращения ступени – весьма современная, совершенная и достаточно экономичная ракета. Ее запуск обходится примерно в 62 млн долларов. Если говорить проще, другие ракеты дороже. Еще в 2008 году цена старта российской ракеты-носителя «Протон» с использованием блока «Бриз-М» достигла 100 млн долларов. Потом, правда, последовали кризис и обвал рубля, что уменьшило цену. Успешные запуски Falcon 9 заставили россиян снизить стоимость еще больше – до 65 млн долларов. Но даже в этом случае главный козырь российских ракетостроителей – относительно низкая цена – терялся. И за весь 2016 год было осуществлено только два коммерческих запуска «Протона».

 

Успешный повторный старт первой ступени SpaceX может окончательно добить конкурентов Маска. Отметим, что не так давно у критиков SpaceX появился веский повод позлорадствовать: в компании заявили, что повторное использование первой ступени снизит цену запусков всего лишь на 10%, в то время как раньше утверждалось о 30% экономии. Со стороны может показаться, что 10% – очень мало, однако это не так. Ведь падение цены старта ниже 62 млн долларов приведет к тому, что еще больше заказчиков выберут именно Falcon 9. Стоит также сказать, что 10-процентная экономия – это только первый шаг. Сейчас в SpaceX хотят «отбить» деньги, вложенные в ракету и инфраструктуру. При условии, что финансовые показатели «выровняются», последует дальнейшее снижение цены запусков уже на 30%, а может быть, и еще ниже. Так что у конкурентов Илона есть над чем задуматься, и вряд ли эти мысли будут приятными.

 

Протон / ©Роскосмос 

 

Собственно, небольшие подвижки в этом направлении все же есть. В июле 2016 года сообщалось, что специалисты российского ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» приступили к согласованию проекта «бюджетной» ракеты-носителя «Протон Лайт», способной составить конкуренцию ракете Falcon 9. Тогда же стало известно, что первый запуск хотят провести в 2018 году. Но, вообще, все это сейчас видится чересчур оптимистичным. Найдутся ли у России финансы на реализацию этого проекта? Да и полноценной альтернативной Falcon 9 он все равно не станет. 

 

Кстати, навязать конкуренцию Маску хотят и европейцы. Стало известно, что компания Airbus приступила к разработке многоразовой ракеты-носителя Adeline (Advanced Expendable Launcher with INnovative engine Economy). В отличие от творения SpaceX, взлетать аппарат будет как ракета, а посадка планируется уже в самолетном режиме. Вот только многоразовыми хотят сделать только двигатели и авионику, а не всю первую ступень. Топливный бак для жидкого водорода и кислорода будет сгорать в атмосфере после отделения от ракеты. Поэтому здесь вообще сложно говорить о каком-то преимуществе над Falcon 9. А еще подготовить Adeline к запуску хотят только к 2025 году. К тому времени измениться может очень многое…

 

Adeline / ©Airbus 

 

Даже если конкуренты Маска и пойдут по его пути (а они, как мы видим, пытаются это сделать), отставание будет весьма и весьма существенным. Пока что SpaceX видится безоговорочным лидером космической гонки. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 21:16
Илья Ведмеденко

Перспективный российский многоцелевой самолет «Байкал» оторвался от земли. Первый полноценный полет машина должна выполнить до конца января.

Позавчера, 19:15
Илья Ведмеденко

Российские специалисты из НПО имени С. А. Лавочкина предложили создать надувной модуль, который будет уводить старые космические аппараты с орбиты.

8 часов назад
Сергей Васильев

Чем более многочисленной становится низкоорбитальная группировка Starlink, тем больше астрономических снимков оказываются испорчены пролетами ее спутников.

Позавчера, 11:00
Сергей Васильев

Новые измерения свойств минерала из глубоких слоев мантии показали, что ядро планеты теряет тепло в полтора раза активнее, чем полагали до сих пор.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

Позавчера, 21:16
Илья Ведмеденко

Перспективный российский многоцелевой самолет «Байкал» оторвался от земли. Первый полноценный полет машина должна выполнить до конца января.

26.12.2021
Александр Березин

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

19.12.2021
Александр Речкин

Корпорация Илона Маска с 2012 года разрабатывает космический корабль, который может изменить правила игры в космической отрасли. Starship, как его называют, должен стать многоразовой транспортной системой, способной доставить на Красную планету до 100 человек за раз.

[miniorange_social_login]

Комментарии

3 Комментария

-
0
+
Я конечно не сильный пессимист, но в России ответ один - разворуют. Мозги все бегут на запад так что это уровень недавних понтов про изобретение телепортации. Это грустно, но увы. Европа возможно составят конкуренцию хотя я за ними не слежу.
-
0
+
Интересо, насколько сильно фонит железо, которое прибыло с орбиты?
    -
    0
    +
    Нисколько. В космосе ионизирующие излучения представлены в основном гамма-излучением, оно не вызывает наведенной радиоактивности; нейтронному излучению там взяться практически неоткуда.
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: