Климатическая аномалия могла привести к росту числа смертей в Первую мировую войну и способствовать развитию пандемии «испанки» — Naked Science

К такому выводу пришли ученые из США, изучив последствия климатической аномалии, которая влияла на погоду в Европе с 1914 по 1919 год. Непрерывные проливные дожди и понижение температуры, по мнению исследователей, привели к росту числа жертв — как на полях сражений Первой мировой, так и среди гражданского населения. А затем, возможно, способствовали развитию пандемии испанского гриппа. Вследствие этого ученые призывают обратить особое внимание на климатические условия во время других пандемий, в том числе Covid-19.

Грязь под ногами солдат Первой мировой войны / ©http://fototelegraf.ru/

Работа опубликована в журнале GeoHealth AGU. Данные о Первой мировой войне, а также об эпидемии испанского гриппа, унесшей жизни от 50 до 100 миллионов человек, хорошо изучены. Но исследований на тему того, какую роль в этом могли сыграть природные факторы, мало.

Ученые из Гарвардского университета (США) изучили климатическую картину тех лет, анализируя ледяной керн из ледника в европейских Альпах. Выяснилось, что с 1914 по 1919 год Исландия находилась в зоне низкого атмосферного давления. Поэтому через Атлантику туда поступало большое количество влаги, а из арктических широт — холодный воздух. Все это привело к периодам затяжных дождей и понижению температуры воздуха в различных регионах Европы.

Первая мировая война / ©news.myseldon.com

Именно в тот период происходили сражения на Западном фронте: например, знаменитые битвы на Сомме и при Вердене, которую еще называют Верденской мясорубкой. Это одни из самых крупных и кровопролитных сражений Первой мировой войны, в результате которых было убито и ранено более миллиона человек. А битва на Сомме вообще считается одной из самых трагичных в истории человечества.

Солдат тонет в грязи во время Первой мировой войны / ©ribalych.ru

Как же дожди могли способствовать росту числа жертв? Исходя из исторических данных, ученые делают вывод, что армии зачастую буквально «тонули» в бесконечной грязи. Об этом же писала американо-британская поэтесса Мэри Борден, работавшая медсестрой в годы Первой мировой и прославившаяся стихами на военную тематику. Одно из ее стихотворений посвящено битве на Сомме и носит название «Песнь грязи», где поэтесса описала ее как «жидкую могилу армий».

Лошадь тонет в грязи. Первая мировая война / ©img-fotki.yandex.ru

Траншеи заливало водой, грязь замедляла передвижение войск, а холодные ночи стали причиной обморожения тысяч солдат, многие умирали от пневмонии и других инфекций. Холодные температуры вызывали неурожай: гражданское население и бойцы не получали необходимого питания и витаминов. При этом пики аномально плохой погоды, исходя из анализа ученых, совпадали с пиками общей смертности во время Первой мировой в Европе. Такая погодная аномалия, по словам специалистов, случается один раз в 100 лет.

Кроме того, климатическая аномалия повлияла на естественные миграции уток крякв, считающихся основным животным резервуаром вируса H1N1, который и привел к эпидемии испанского гриппа. Более ранние исследования показали, что миграция этих и других птиц нарушается из-за аномальных погодных условий. Так, вероятно, происходило и во времена Первой мировой войны, когда утки могли оставаться в Западной Европе осенью 1917-го и 1918-го, а не мигрировать на северо-восток, в Россию.

Ученые предполагают, что птицы проводили больше времени около гражданского и военного населения, а также домашних животных: вероятно, это способствовало передачи штамма вируса «испанки» через водоемы. Такое вряд ли было причиной пандемии, но могло стать потенциальным обостряющим фактором ее развития. Поэтому исследователи призывают обратить более пристальное внимание на климатические условия во время других пандемий, в том числе Covid-19.