04.05.2023
Ольга И.
1 121

Жестокое обращение в детстве связали с риском преждевременной смерти в зрелости

4.8

Американские исследователи выяснили, что физическое и сексуальное насилие в детстве и подростковом возрасте может быть связано с риском умереть раньше времени, не дожив до 70 лет. Исследователи даже узнали, по каким причинам, вероятно, скончается человек.

Кадр из к/ф «Похороните меня за плинтусом»
Кадр из к/ф «Похороните меня за плинтусом» / ©Getty images / Автор: Caristania Fabricius

Связь между несчастливым детством и долгосрочными последствиями во взрослом возрасте в виде тяжелых эмоциональных нарушений, абьюзивных отношений с сексуальными партнерами и развития различных (вероятно, психосоматических) заболеваний известна давно. Ученые из Гарвардской школы общественного здравоохранения (США) уточнили данные по этому вопросу, представив свои выводы в журнале BMJ.

Специалисты изучили информацию о 67 726 американских медсестрах, которые приняли участие в исследовании здоровья медработников, начавшемся в 1989 году. Когда они в 2001-м заполняли анкету о своем опыте физического или сексуального насилия в детстве, им было от 37 до 54 лет. После этого ученые анализировали отчеты о смертности участников и отчеты о вскрытиях, чтобы определить возраст и причину смерти. Были рассмотрены и другие факторы, например этническая принадлежность, образование, профессия родителей, физическая активность, диета, отсутствие или наличие вредных привычек, депрессивного расстройства и так далее.

За 18 лет наблюдений ученые зафиксировали 2410 преждевременных смертей. Причем у участников, подвергавшихся физическому или сексуальному насилию в детстве и подростковом возрасте, риск умереть раньше времени был выше, чем у медсестер, которые не имели подобного опыта. После поправки на возраст, личностные характеристики и социально-экономический статус относительные показатели преждевременной смертности были на 53 и 80 процентов выше среди первых по сравнению со вторыми.

Расчеты показали, что тяжелое физическое насилие было связано примерно с трехкратным повышением риска смерти из-за самоубийства, отравления и внешних травм, в 2,4 раза — из-за заболеваний органов пищеварения. Серьезное же сексуальное насилие повысило риск умереть от сердечно-сосудистых заболеваний в 2,5 раза и более чем в три раза — от внешних травм, отравления и респираторных инфекций, а также более чем в четыре раза — от суицида и заболеваний ЖКТ.

Ученые связывают физическое и сексуальное насилие с изменениями в иммунной системе, в развитии мозга, которые могут повысить уязвимость к более поздним проблемам с психическим здоровьем и пристрастию к вредным привычкам.