08.12.2021
40 063

Инженер из США придумал, как создать прототип варп-двигателя в микрометровом масштабе

3.7

Во время работы над проектом по изучению практических применений эффекта Казимира, которую ведут по заказу агентства DARPA, известного инженера Гарольда Уайта посетило озарение. Наблюдая за исследуемыми моделями, он обнаружил в них сходство с геометрией пузыря Алькубьерре — гипотетического метода сверхсветового движения за счет искривления пространства-времени. Так у Уайта родилась идея потенциально революционного эксперимента, в процессе которого может получиться прототип настоящего варп-двигателя.

Схема эксперимента-прототипа варп-двигателя с полостью Казимира в центре / ©Limitless Space Institute

Научная статья, в которой коллектив специалистов, работающих в интересах Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), описывает свое открытие, была размещена в рецензируемом журнале European Physical Journal еще летом, но, как это нередко случается даже с сенсационными темами, осталась незамеченной. Позднее ведущий автор публикации Гарольд Уайт (Harold G. «Sonny» White) рассказал о возможностях развития многообещающей концепции на Форуме по перспективным двигательным технологиям Американского института аэронавтики и космонавтики (AIAA). Наконец, труд ученых действительно заметили, когда Уайт на днях дал подробный комментарий изданию The Debrief.

Если не слишком погружаться в термины, то суть открытия заключается в следующем. По заказу DARPA Уайт с коллегами исследовал так называемые полости Казимира. Детально подробности работы не раскрываются (хотя она и не секретная), но сам Гарольд описывает их как «уникальные микроструктуры со множеством многообещающих вариантов применения». Судя по всему, это некие специально сформированные области пространства, в которых наблюдается эффект Казимира. Данное физическое явление спровоцировало много споров в момент своего предсказания более 70 лет назад голландским физиком Казимиром и, несмотря на ряд экспериментальных подтверждений, до сих пор вызывает скепсис у многих физиков.

Согласно позднее проверенной на практике теории Казимира, два проводящих незаряженных тела будут притягиваться в вакууме с большей силой, чем обусловливает гравитационное взаимодействие. Виной всему — квантовые флуктуации вакуума, непрерывное появление и практически мгновенное последующее исчезновение (аннигиляция) виртуальных частиц. Если две идеально отполированные поверхности находятся в непосредственной близости друг от друга, между ними, в силу резонанса волн, возникает меньше виртуальных частиц, чем с обратных сторон. В результате объекты притягиваются, но эффект проявляется только на крайне малых расстояниях.

Визуализация «классической» гипотетической реализации пузыря Алькубьерре. В ней необходимо использование «экзотической» материи, однако недавно это ограничение удалось обойти. Теперь материи достаточно обычной, просто для космического корабля разумных размеров ее нужно примерно с несколько Юпитеров / ©Limitless Space Institute

Анализируя распределение энергии в таких полостях Казимира, Уайт обратил внимание на сходство получающейся картины с другой знакомой ему теоретической пространственной структурой — пузырем Алькубьерре. Фактически в исследовании удалось обнаружить тороидальную область с отрицательной энергией, пусть и чрезвычайно малой по модулю. Исследователь не приводит конкретных показателей и деталей методики измерений, чтобы сходу можно было отмести погрешность в данных эксперимента. Тем не менее работа с описанием наблюдаемых эффектов прошла рецензирование, так что как минимум к методике ученых вопросов не должно быть.

Для продолжения изысканий в области практического искривления пространства-времени Уайт предлагает провести доступный на современном технологическом уровне эксперимент. Такую полость Казимира диаметром в один микрометр нужно поместить в металлический цилиндр высотой четыре микрометра. Задача эта выполнимая, и Гарольд призывает ученых как можно быстрее попробовать реализовать такой прототип. Сам он с коллегами в ближайшее время не может оторваться от работы в интересах DARPA. Но, по словам Уайта, как только он освободится, начнет поиски финансирования на такой эксперимент. Благо подходящий для создания столь малых структур 3D-принтер есть в США, а денег потребуется не так уж много.

Вариант экспериментальной установки, в котором собирается цепочка из микроскопических пузырей с отрицательной плотностью энергии. В теории она должна помочь исследовать возможные пути масштабирования технологии / ©Limitless Space Institute

Получается, до варп-двигателя рукой подать?

Не все так просто, конечно. Уайт в диалоге с журналистами признается, что это пусть и значительный, но все еще самый первый шажок в сторону реализации пузыря Алькубьерре. Да, открытие многообещающее, однако все может легко оказаться ошибкой в проведении эксперимента и моделирования либо может объясняться другими физическими теориями. Тем не менее исследование необходимо продолжать, поскольку оно имеет все шансы раздвинуть понимание человечества в области устройства Вселенной.

Стоит отметить, что Гарольд Уайт — фигура, можно сказать, скандально известная в научных кругах. Он славится работой в области фантастических технологий, зачастую в интересах американских оборонных структур. Кто-то считает, что инженер просто грамотно продвигает сумасшедшие идеи и живет за счет сравнительно небольших грантов. Другие же видят в нем визионера с открытым взглядом на мир и стремлением изучать природу на грани научного знания.

Несмотря на одиозность, Уайт с завидным постоянством получает финансирование от правительственных организаций. Учитывая, с каким рвением контролирующие органы следят за тратой денег налогоплательщиков в США, можно сказать, что обоснование своим изысканием он точно всегда находит веское. В любом случае темы Гарольд выбирает крайне любопытные и часто заставляет многих коллег поломать голову над тем, бред очередная его идея или действительно стоящая концепция. А ведь немалая часть великих открытий именно в таких научных баталиях и рождалась.