Вопросы читателей (ч. 9)

Вопросы читателей (ч. 9)

Как были придуманы названия Атлантического и Тихого океанов, когда примерно люди начали есть мясо, какой яд самый сильный, чем молекула РНК отличается от молекулы ДНК и другие вопросы от наших читателей.

rik-unichtozhaet-klonov
Существуют разные цифры, но сколько же всего граждан СССР погибло в годы Великой Отечественной Войны?

Игорь Толоконников, г. Ростов-на-Дону

Официальная цифра, определенная в результате пятилетнего (1988-1993 гг.) исследования группой военных историков под руководством Г. Ф. Кривошеева, составляет 26,6 млн человек. Та же цифра, но в округленном виде («почти 27 миллионов человек») была названа на заседании Верховного совета СССР 8 мая 1990 года, что и сделало ее официальной. Существует, конечно, и критика статистических методов Кривошеева – например, результаты исследования оспаривали известные историки Лев Лопуховский и Виктор Земсков. Некоторые западные специалисты считают, что 26,6 млн – лишь нижний предел общего количества погибших, а верхним является 42,7 млн.

Откуда пошла традиция дарить девушкам цветы?

Мария Л., г. Севастополь

Точного ответа на этот вопрос нет. Изначально цветы использовали в религиозных обрядах, затем стали украшать ими помещения, и только потом начали дарить букеты актрисам театра. Когда именно в истории преподношение цветов женщинам стало традицией, сказать невозможно – это происходило постепенно. Однако в росте популярности цветов определенную роль, должно быть, сыграла так называемая тюльпаномания в Голландии XVIII века, когда ценность цветов чрезвычайно возросла из-за повального увлечения тюльпанами всех слоев населения.

Какие яды природного происхождения являются самыми сильными?

Иван Лебедев, г. Липецк

Самым сильным ядом животного происхождения считается диамфотоксин, который можно найти в гемолимфе личинок южноафриканского жука рода Diamphidia. В среднем достаточно лишь 0,000025 мг этого яда на 1 кг массы тела какого-либо животного, чтобы его убить.

Diamphidia (лат.) — род африканских жуков (Coleoptera) из подсемейства козявок (Galerucinae) в семействе листоедов (Chrysomelidae)

Затем следует палитоксин из шестилучевых коралловых полипов (например, Palythoa toxica и P. Caribacorum) с летальной токсичностью в 0,00015 мг/кг, а далее – батрахотоксин (0,002 мг/кг), выделяемый кожей лягушек-листолазов рода Phyllobates, которые обитают в Южной Америке.

Каковы истоки человеческой агрессии?

Максим Ионин, г. Нижний Новгород

Считается, что корни агрессивного поведения уходят глубоко в животное прошлое человека. Ключевым моментом здесь являлась потребность в доминировании для получения социального статуса или партнера для спаривания, для защиты или захвата территории. И сейчас физическая агрессия в сторону конкурента при борьбе за самку/самца среди людей довольно распространена. Также людям приходится отвечать на агрессию в виде, например, оскорблений, которые унижают (то есть понижают социальный статус), той же агрессией, нередко физической.

Физиологическую основу агрессии обнаружить довольно трудно – это слишком сложное психологическое явление для того, чтобы за него был ответственен только один ген. Исследования, впрочем, уже не раз демонстрировали, что природа агрессии очень близка к природе сексуальной (вплоть до активации одних и тех же участков мозга), а также то, что уровень агрессии связан с восприимчивостью рецепторов мозга к главному мужскому гормону тестостерону. Впрочем, поскольку агрессия распространена не только у мужчин, но и у женщин, этот, безусловно, влиятельный фактор вряд ли является единственным.

Расскажите о том, как были придуманы названия Атлантического и Тихого океанов.

Валерий У., г. Чита

В трудах древнегреческого историка Геродота впервые встречается название «Атлантис». Оно отсылает к мифу об Атланте, держащем на своих плечах земной шар. Впоследствии Атлантический океан, однако, называли по-разному (Западный океан, Внешнее море), и только к середине XVII века наиболее популярным названием стало современное. Что касается Тихого океана, то такое название ему дал Фернан Магеллан, который в 1520-1521 годах пересек его и отметил, что за все 3 месяца и 20 дней путешествия он не встретил ни одного серьезного шторма. Стояла спокойная, благоприятная для мореплавания погода, и Магеллан назвал этот океан «Тихим». В дальнейшем это название закрепилось.

Если судить по археологическим находкам, когда примерно люди приобщились к мясной пище?

Галина М., г. Астана

Предки человека начали употреблять мясо в пищу как минимум 1,5 млн лет назад, как показали археологические раскопки в Танзании в 2012 году. Более того – именно приобщение к мясной пище (если точнее, то ее добычу через охоту) связывают с развитием человеческого интеллекта, что, конечно, вряд ли понравится вегетарианцам.

Сколько представителей вида Homo sapiens необходимо для того, чтобы человечество могло выжить в случае, если численность людей резко сократится?

Ирина Г., г. Москва

На самом деле, природе достаточно лишь нескольких пар особей, чтобы поддерживать популяцию. На тихоокеанских островах Питкэрн, например, для выживания общины хватило лишь одного мужчины и нескольких женщин. Нужны, однако, более-менее благоприятные условия. Например, среди радиоактивного пепла возродить человечество вряд ли получится, а в тропиках, удаленных от ядерных кратеров, это вполне возможно.

Через сколько лет Чернобыль перестанет быть зоной радиоактивного заражения?

Алена Москвина, г. Новосибирск

По мнению многих экспертов, повторное заселение Чернобыльской зоны возможно уже сейчас – по крайней мере, в южной ее части. Радиация в удаленных от реактора областях уже в тысячи раз благоприятнее для проживания, чем 20 лет назад, если судить по богатой флоре и фауне. Еще с 1990-х годов в зоне отчуждения проживает множество так называемых самопоселенцев, которые без одобрения властей живут и даже работают в этих местах.

Некоторые из них – коренные жители Припяти и Чернобыля, которые просто захотели вернуться домой. Что касается периода полураспада основных опасных радионуклидов в Чернобыле, то на большей части территории более-менее благоприятная радиационная обстановка сложится где-то к 2040-2050 годам. Если говорить о центральной части, которая расположена вблизи Чернобыльской АЭС, то все не так безоблачно. В частности, там находят множество токсичных трансурановых элементов, период полураспада которых – тысячи лет. Вряд ли в обозримой перспективе стоит строить дома и разворачивать сельское хозяйство вблизи эпицентра трагедии.

Чем молекула РНК отличается от молекулы ДНК?

Сергей Н., г. Чебоксары

В первую очередь химическим составом, отраженным в названии. РНК (рибонуклеиновая кислота) содержит сахар рибозу, а молекула ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) включает другой сахар – дезоксирибозу. Также они отличаются по структуре: ДНК состоит из всем известной двойной спирали, представляющей собой сразу две отдельные молекулы. РНК же значительно короче и состоит обычно из одной цепи. Помимо этих различий, нуклеотид молекулы РНК, комплементарный аденину, это урацил (в ДНК это тимин).

Из чего сделаны чернила в ручках?

Антон Решетников, г. Чита

Любые чернила состоят из трех элементов: растворителя (органический или неорганический; жидкий или твердый), красящего вещества (собственно того, что придает чернилам определенный цвет, к примеру – пигменты) и различных модификаторов, число и характер которых сильно разнится от одной фирмы-производителя к другой.
Чернила для стандартных шариковых ручек делают в виде густых паст на различной основе (к примеру, воско-жировой).

Обычно такая паста содержит жирорастворенный краситель, иногда – взвесь пигмента. Эти элементы непрерывно контактируют с шариком, смазывая его смесью, а шарик, вращаясь под нажимом, оставляет затем чернильный след на бумаге. В связи с наличием жировой основы такие чернила содержат крайне малое количество органического растворителя.

Не бывает плохих вопросов, бывают плохие ответы. Присылайте нам свои вопросы на адрес blitz@naked-science.ru