11.02.2020
15 680

«Жнец смерти»: открыт новый вид тираннозавров

5.1

Палеонтологи идентифицировали останки крупного плотоядного динозавра — родственника знаменитого Tyrannosaurus rex. Новый вид назвали Thanatotheristes degrootorum, или «Жнец смерти».

Thanatotheristes degrootorum
Thanatotheristes degrootorum / ©calgary

На территории канадской провинции Альберта палеонтологи нашли череп ранее неизвестного вида динозавра. Дальнейший анализ показал, что речь идет о новом виде тираннозавров. Животное назвали Thanatotheristes degrootorum («Жнец смерти» в переводе на русский): это намек на то, что динозавр находился на вершине пищевой цепочки и был сверххищником.

Существо жило в меловом периоде — последний этап эпохи динозавров: он начался 145 миллионов лет назад и закончился 66 миллионов лет назад. Thanatotheristes degrootorum, возраст останков которого оценивают в 79,5 миллиона лет, считается старейшим из известных тираннозавров, найденных на севере Северной Америки.

«Это определенно было весьма внушительное животное примерно восемь футов (2,4 метра) в высоту», — говорит палеонтолог из Университета Калгари Джаред Ворис (Jared Voris). Длина динозавра от морды до хвоста составляла около восьми метров, а длина зубов была более семи сантиметров.

Thanatotheristes degrootorum / ©calgary

Существо имело ряд характерных черт. «Thanatotheristes degrootorum отличается от других тираннозавров уникальными особенностями строения черепа. Наиболее заметными являются вертикальные гребни, проходящие по всей длине верхней челюсти», — говорит Ворис.

Найденные части черепа Thanatotheristes degrootorum / ©calgary

Палеонтологи считают обнаружение Thanatotheristes degrootorum чрезвычайно важным. Во-первых, крупные плотоядные динозавры, будучи потенциально самыми смертоносными «убийцами» того периода, всегда представляли и будут представлять для науки огромный интерес. Во-вторых, находка демонстрирует разнообразие хищных динозавров мелового периода. Возможно, она позволит устранить пробелы в понимании эволюции тираннозавров.

Череп Thanatotheristes degrootorum / ©calgary

Напомним, тираннозавр — род плотоядных динозавров из группы целурозавров подотряда тероподов. Его представители были двуногими хищниками, имевшими массивный череп, который уравновешивался с помощью длинного, тяжелого и жесткого хвоста.

Современной науке только предстоит ответить на многие важные вопросы, связанные с образом жизни и особенностями тираннозавров. Ранее, напомним, ученые выяснили, что отверстия в черепе тираннозавра помогали ему охлаждать мозг: до этого предполагали, что они предназначались для движения челюстью. А другая группа исследователей оценила силу укуса тираннозавра: как оказалось, он мог прокусить автомобиль, хотя это и грозило ему повреждениями.