21.03.2023
Михаил Орлов
1 594

У трилобитов обнаружили дополнительные глаза

4.6

Сложные глаза трилобитов — давно вымерших примитивных членистоногих — имели необычное строение и обеспечивали животным неплохое зрение. Палеонтологи давно и активно изучают орган зрения трилобитов, однако только сейчас смогли заметить, что между больших фасеточных глаз у некоторых молодых особей также имелись три простых глазка — так называемые оцеллии.

Модель трилобита Aulacopleura koninckii
Модель трилобита Aulacopleura koninckii / © SketchFab / Автор: Sycophanta Duccius

Трилобиты — животные, которые некогда господствовали на Земле, но затем полностью вымерли. Они процветали большую часть палеозойской эры, были представлены более чем десятью тысячами видов, в том числе почти метровых в длину.

Орган зрения трилобитов заслуживает отдельного внимания. Как и положено членистоногим, эти животные имели пару сложных фасеточных глаз, которые состояли из множества отдельных глазков с собственными маленькими линзами. В то же время глаза трилобитов были устроены довольно необычно, иногда располагались на стебельках и, возможно, даже имели линзы из минерала — кальцита.

Однако, несмотря на пристальное внимание к органу трилобитов, палеонтологи, похоже, все это время упускали кое-что важное — дополнительные простые глазки (оцеллии). Такие вспомогательные глаза есть у многих членистоногих, включая насекомых и пауков: они помогают животным лучше видеть и регулировать свои биоритмы.

До недавнего времени считалось, что у трилобитов оцеллий не было. Действительно, даже имея в своем распоряжении многие тысячи окаменелостей, палеонтологи ни разу не смогли их заметить.

Все изменилось, когда авторы новой статьи для Scientific Reports принялись изучать окаменелость трилобита Aulacopleura koninckii, передняя часть головы которого оказалась стесана из-за повреждения. На этом срезе ученые отметили три похожих овальных пятна коричневатого цвета.

«Такое отчетливое, правильное расположение дает понять, что эти структуры не могли возникнуть из-за разложения или фоссилизации (процесс превращения в окаменелость. — Прим. ред.) и соответствуют тому, что можно считать остатками простых медианных (расположенных в середине головы. — Прим. ред.) глазков с пигментным слоем. Даже если эта находка была бы единичной, она тем не менее подтвердила бы предположения о том, что трилобиты имели медианные глазки», — пояснила Бригитта Шоннеман (Brigitte Schoenemann), автор статьи.

Но простые медианные глазки нашлись и у другого трилобита — Cyclopyge sibilla, жителя толщи океанической воды. Они даже оказались более развитыми, чем оцеллии обитавшего на дне Aulacopleura koninckii.

Помимо этого, стало понятно, почему палеонтологи полтора века не могли заметить вполне ожидаемые у трилобитов простые глаза. Оказалось, они присутствовали у изученных животных только на ранней стадии жизненного цикла и были скрыты под слоем кутикулы, из-за чего не выступали на поверхности головы.

Скорее всего, при жизни трилобитов эта часть панциря была прозрачной, и они могли смотреть прямо сквозь нее, подобно современным мечехвостам. Однако после смерти трилобитов и в процессе их превращения в окаменелость эти «окошки» неизбежно становятся мутными и неразличимыми снаружи.