26.02.2023
Михаил Орлов
14 044

Загадочная кембрийская окаменелость оказалась неживой

4.3

Из-за недостатка материала из далекого прошлого палеонтологам порой приходится делать «‎научные закрытия», то есть отказываться от описанных ранее живых существ. Так случилось с броокселлой (Brooksella) — якобы окаменелостью животного возрастом 500 миллионов лет, которая на поверку представляет собой всего лишь минерал, причудливую конкрецию кремнезема.

Brooksella alternata оказалась псевдофоссилией
Brooksella alternata оказалась псевдофоссилией / © wikipedia

Работу палеонтологов не назовешь простой. Они вынуждены снаряжать экспедиции в разные уголки земного шара и там извлекать из порой капризных пород останки древних организмов. В руки им всегда попадает лишь часть систематических групп — из-за неполноты палеонтологической летописи — а то, что им достается, обычно представляет собой только сильно поврежденные фрагменты.

Все это с неизбежностью приводит к ошибкам и разночтениям — как, скажем, в случае с видами тираннозавра или систематическим положением саккоритуса. Порой — как в случае палеодиктиона — вопрос стоит радикально: а вообще была ли эта причудливая часть горной породы когда-либо живой?

Новая публикация в PeerJ как раз об этом. В центре ее внимания оказалась отнюдь не новая окаменелость — Brooksella sp. Она была обнаружена в породах кембрийского возраста на территории США еще в далеком 1896 году. С тех самых пор, больше сотни лет она пользовалась у палеонтологов репутацией проблемной.

Различные Brooksella / © Nolan et al., PeerJ, 2023

Броокселла представляет собой нечто трехмерное: от центра к краям ее округлого «‎тела» расходятся пять нисходящих лучей, из-за чего она напоминает не то морскую звезду, не то колесо со спицами, но скорее всего — кекс с отверстием посередине внизу. Предполагалось, что это отверстие — рот.

Сперва броокселлу сочли медузой со щупальцами (описанную как Brooksella alternata), затем — роющим червем, водорослью со вздутым слоевищем, а также стеклянной (шестилучевой) губкой. Кто-то и раньше считал, что броокселла — всего лишь окаменевшие пузыри или, скажем, только следы питания какого-то древнего организма, а не он сам.

Однако теперь загадка броокселлы, похоже, разрешена, причем довольно прозаично. Новое исследование на основании химического анализа, рентгенографии и микро-МРТ показало, что Brooksella sp. — это скорее не живой организм, а всего лишь псевдофоссилия, причудливое образование (конкреция) из кремнезема. Того самого оксида кремния, из которого состоит обычный речной песок, разве что с примесью кальцита и остатков органики.

В изученных образцах не оказалось ни структур, характерных для скелета стеклянных губок, ни чего-то, что говорило бы о росте этого образования как живого существа. В целом эту «‎ложную окаменелость» ничего, кроме причудливой формы, не отличает от подобных ей конкреций из кремнезема, которые и в кембрийский период, и сейчас вполне могут образовываться сами по себе, без всякой помощи живых организмов.