Первый полный скелет тираннозавра показали публике — ящер погиб в схватке с трицератопсом — Naked Science

Фрагмент скелета тираннозавра, выставленного в музее
Фрагмент скелета тираннозавра, выставленного в музее / Matt Zeher

В экспозиции Музея естественных наук Северной Каролины в США появился первый полный скелет Tyrannosaurus Rex — одного из самых известных в популярной культуре динозавров. Его уникальность не только в наборе костей, но и в том, что древний ящер погиб в схватке с другим исполинским динозавром — трицератопсом.

Останки битвы гигантов, случившейся 67 миллионов лет назад, впервые обнаружили еще в 2006 году на территории штата Монтана. Однако на то, чтобы аккуратно очистить скелеты общей массой 14 тонн и извлечь их из осадочных пород, понадобился не один год. До сих пор их видели воочию считаные десятки людей.

Окаменелости выкупила некоммерческая организация «Друзья Музея естественных наук Северной Каролины», которая и передала их в дар самому музею. Сумма сделки не разглашается, однако известно, что в 2013 году их хотели продать за шесть миллионов долларов.

Примерно так могла выглядеть битва молодых тираннозавров с трицератопсом / Friends of the NC Museum of Natural Sciences

Руководство музея намерено сделать скелеты сражающихся динозавров «гвоздем программы» и в следующем году построит для них отдельную экспозицию. Ее главной особенностью будет то, что посетители смогут увидеть палеонтологов в работе над окаменелостью (кости все еще не очистили полностью). «Наш музей рад уникальной возможности разместить и исследовать одно из самых важных палеонтологических открытий нашего времени», — говорит директор учреждения Эрик Дорфман.

В скелете тираннозавра, погибшего в борьбе с травоядным трицератопсом, сохранилось почти 100% костей. Для сравнения: предыдущий наиболее полный скелет Tyrannosaurus Rex, обнаруженный в 1990 году и известный как «тираннозавр Сью», содержал лишь 85 процентов костей.

Кроме того, на окаменелостях «драчуна» присутствуют остатки его кожи, а на предыдущей находке их не обнаружили. Ученые полагают, что в Монтане обнаружили скелет молодой и еще растущей особи динозавра, в то время как тираннозавр Сью был уже взрослой особью с полностью сформировавшимися костями.

Сейчас останки выглядят вот так. Палеонтологи будут работать с окаменелостью прямо в музее / Twitter — @naturalsciences

«Мы еще не изучили этот образец <…>. Сохранность феноменальна, и мы планируем использовать все доступные технологические инновации, чтобы раскрыть новую информацию о биологии тираннозавра и трицератопса, — говорит Линдси Занно, руководитель отдела палеонтологии музея. — Эта окаменелость навсегда изменит наш взгляд на двух самых популярных динозавров в мире».

Ранее мы сообщали о том, что в Мьянме нашли образцы древнейшей в мире спермы возрастом около 100 миллионов лет, которая принадлежала древним остракодам, а ученые из Великобритании впервые определили истинные размеры древнего мегалодона.