23.09.2021
Ольга И.
3 489

Тираннозавры и другие хищные тероподы виляли хвостом

4.7

Хищные динозавры, такие как тираннозавр, велоцираптор и их родственники, вероятно, виляли хвостом во время бега. Моделирование показало, что так эти животные сохраняли баланс.

Тираннозавры и другие хищные тероподы виляли хвостом во время бега / ©Getty images / Автор: Артем Фомин

Понимание передвижения — ключевой аспект биологии как нынеживущих, так и вымерших видов. Тот факт, что у динозавров были длинные и мощные хвосты, по мнению ученых, предполагает, что они имели важное значение для этих животных. Однако лишь по окаменелым костям сложно определить, какую именно роль они играли, ведь живого динозавра (если не считать утративших подобные хвосты птиц) никто никогда не видел.
Ранее удивительные хвосты динозавров изучали на предмет защиты от хищников, внутривидовых коммуникаций, а также их значения для баланса при вставании на задние ноги и плавании.

Новое моделирование ученых из Королевского ветеринарного колледжа (Великобритания), Стэнфордского университета (США) и с Отделения наук о движении (Бельгия) показывает, что хвосты, вероятно, играли ключевую роль в передвижении динозавров, а не просто служили противовесом, когда те принимали вертикальное положение. Свои выводы исследователи опубликовали в журнале Science Advances.

Применив физические и биологические параметры, полученные в результате изучения нынеживущих видов, авторы включили их в свою работу. А еще проверили достоверность модели на движениях современных птиц — хохлатых тинаму (Eudromia elegans). Моделирование показало реалистичную ходьбу и бег этого вида, а также его скорость — 2,62 метра в секунду. Это также соответствует тому, что известно о тинамо.

Сгенерированная походка Coelophysis bauri / ©www.science.org

Далее ученые разработали модель для Coelophysis bauri — небольшого плотоядного существа, жившего около 220 миллионов лет назад. Эти животные представляют собой предков большинства двуногих динозавров и теропод. Они охотились на насекомых и ящериц, достигали трех метров в длину и весили порядка 15 килограммов. Небольшой вес при таком размере связан с тем, что кости этих динозавров были полыми, поэтому животные, вероятно, были быстрыми и проворными.

А помогали им в этом хвосты, которые покачивались при ходьбе, а при беге — виляли из стороны в сторону, играя роль баланса и действуя подобно инерционному демпферу. «По сути, наши результаты показывают, что динозавры, такие как тираннозавр и велоцираптор, виляли хвостом из стороны в сторону во время бега, что помогало им сохранять равновесие», — заявил первый автор статьи из Королевского ветеринарного колледжа Питер Дж. Бишоп. Таким образом хвосты — по крайней мере, хищных динозавров — играли ключевую роль в их движении, а не просто служили противовесом.