Новые окаменелости заставили переосмыслить эволюцию акул — Naked Science

Новые окаменелости заставили переосмыслить эволюцию акул

4.5

Международная команда ученых обнаружила окаменелость древней рыбы, которая заставила по-новому взглянуть на эволюцию акул.

Новые окаменелости заставили переосмыслить эволюцию акул / ©i.pinimg.com

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution. Акулий скелет, как известно, состоит из хрящевой ткани, поэтому эти рыбы, как и скаты, относятся к хрящевым, в то время как костистые рыбы начиная с кайнозойской эры (стартовавшей 66 миллионов лет назад и продолжающейся поныне) составляют более 90 процентов всех живущих сегодня видов рыб. Известно, что хрящевые скелеты появились раньше костных.

Даже у людей, как и других костных позвоночных, в стадии эмбриона скелеты состоят из хрящей, а не из костей. Поэтому логично было предположить, что хрящевой остов акул был таковым всегда, а их предок отделился от других животных раньше, чем предок остальных, костистых, рыб.

Виртуальная трехмерная модель черепа Minjinia turgenensis, созданная с помощью компьютерной томографии. На вставке видны необработанные данные сканирования, показывающие губчатую эндохондральную кость внутри / ©Имперский колледж Лондона / Музей естественной истории / phys.org

Новая находка древней окаменелой рыбы возрастом 410 миллионов лет заставила пересмотреть эту идею. Окаменелость обнаружили в самой богатой на древние фоссилии (в особенности на окаменелости динозавров) стране — Монголии (до этого древних рыб искали преимущественно в Европе, Австралии и США, а в последние годы — в Китае и Южной Америке). Команда ученых под руководством Имперского колледжа Лондона и Музея естественной истории извлекла из земли часть черепа древней рыбы, которую они назвали Minjinia turgenensis.

Выяснилось, что новый вид принадлежит к широкой группе рыб, которую называют плакодермами или пластинокожими (ранее их именовали панцирными рыбами). Эти животные обитали в палеозое, начиная с раннего девона, а в конце карбона (298 миллионов лет назад) группа полностью вымерла, но успела оставить «потомство» — именно от них произошли все челюстноротые (99 процентов всех позвоночных), а также акулы.

Находка позволяет судить о том, что у предка акул был вовсе не хрящевой, а костный скелет. И, по-видимому, более мягкий остов акулы в процессе эволюции развили позже. Это весьма интересный момент их «биографии», ведь у акул нет плавательного пузыря, который есть у других, костистых, рыб. Он позволяет последним «облегчить» свой вес — акулы же для облегчения массы пошли другим путем и обратно развили хрящевой скелет.

«Возможно, именно эта адаптация помогла акулам стать одним из первых глобальных видов рыб, который распространился по всему земному шару 400 миллионов лет назад», — заключают ученые. Правда, они оговариваются, что к сделанным выводам все же следует относиться осторожно, чтобы не переоценить значение одной находки без анализа других окаменелостей. Впрочем, в наличии у исследователей есть и другие, пока не изученные образцы из тех же монгольских отложений. Поэтому, возможно, им удастся обнаружить и других похожих ранних костных рыб.

Последствия укуса инвазивных «ложных вдов» обычно проходят в течение нескольких часов, но в некоторых случаях могут приводить к заражению и стать смертельно опасными.

История одного из главных научных инструментов человечества завершилась сегодня, 1 декабря. Сбылись самые мрачные опасения пытавшихся сохранить радиотелескоп «Аресибо» инженеров — огромный облучатель рухнул на главное зеркало.