Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
26.10.2020
2 761

Выяснилось, как приливы повлияли на эволюцию четвероногих

4.3

Международная группа ученых выполнила численное моделирование и узнала, как морские приливы повлияли на появление костистых рыб, а затем — на их выход на сушу и появление у них конечностей.

Тиктаалик – одно из первых существ, вышедших на сушу / ©u.livelib.ru

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society A. Известно, что Луна не всегда находилась на том же расстоянии от Земли, на котором она расположена сегодня. Так, расчеты показывают, что 400 миллионов лет назад спутник был, вероятно, на 16 тысяч километров ближе, а значит, создавал куда большие приливы и отливы, чем в наши дни.

Примерно тот же период (силур — девон) в истории Земли — от 420 до 380 миллионов лет назад — исследовали ученые из Бангорского и Оксфордского университетов (Великобритания) и Уппсальского университета (Швеция), задавшиеся вопросом о том, способствовали ли приливы появлению у наших далеких предков конечностей, когда их регулярно выбрасывало на мель.

Надо сказать, гипотез о том, как рыбы вышли на сушу, множество. Например, гипотеза заболачивания заключается в идее о том, что из-за недостаточно развитой системы грибов и прочих редуцентов в ранней истории жизни на планете растения гнили плохо и «падали» в водоемы. Вследствие этого появлялось множество болот и озер, в которых было затруднено свободное плавание.

Новое исследование предполагает, что ключевым фактором в процессе выхода рыб на сушу могли стать морские приливы. Ученые выполнили подробное численное моделирование с использованием палеогеографических реконструкций континентов с учетом приливов и отливов. Результаты показывают, что приливные колебания превышали четыре метра в районе, известном как Южно-Китайский блок. Он считается местом происхождения и разнообразия самой ранней группы костистых рыб.

Таким образом, исследователи полагают, что большие приливы могли способствовать как эволюции органов дыхания воздухом у рыб, которые обитали в обедненных кислородом приливных бассейнах, так и развитию у них конечностей, чтобы облегчить передвижение в приливных зонах.