Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
5 сентября
1 571

Удары по голове вызывают утолщение костей черепа

5.3

Эксперименты на животных показали, что удары по голове и легкие сотрясения делают костную ткань более толстой и прочной, чтобы защитить мозг.

©Michael Evans

Даже один-единственный удар по голове может вызвать сотрясение мозга и плохо сказаться на его здоровье. Тем более опасны регулярные удары, которые получают представители многих «контактных» видов спорта. Недаром многие медики выступают за ограничение занятий ими: например, в Швеции действует мораторий на профессиональные соревнования по боксу. Однако постоянные удары и слабые сотрясения влияют не только на мозг, но и на черепную коробку. На это указали эксперименты ученых из австралийского Университета Монаша.

Бриджетт Семпл (Bridgette Semple) и ее коллеги проводили опыты с лабораторными крысами. Животных фиксировали, после чего часть из них получала от одного до трех ударов от подвешенного над головой груза, с интервалами в сутки. Контрольная группа проходила ту же процедуру, но без нанесения ударов и сотрясений. Спустя две и десять недель крыс усыпляли, чтобы исследовать структуру костных тканей их черепа с помощью рентгеновской микротомографии. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Схема экспериментов: крысы в опытных группах получали от одного до трех ударов, в контрольной группе — ни одного / ©Larissa Dill et al., 2022

Ученые обнаружили, что у крыс, получавших удары по голове, кости черепа в области воздействия начинают утолщаться. Эти изменения можно заметить уже через две недели, а через десять недель они становятся явными. Утолщение сопровождается существенным уменьшением толщины губчатого вещества (диплоэ), которое находится под поверхностными слоями плоских костей черепа. По-видимому, это делает череп более прочным и лучше подготовленным для получения новых ударов, дополнительно защищая мозг.

До сих пор ученые и медики концентрировались на самом мозге и не обращали большого внимания на изменения в костной ткани, которые связаны с получением ударов и сотрясений. Однако понимание этих изменений дает более полную картину происходящего с организмом в таких обстоятельствах. Впрочем, насколько утолщение костей защищает мозг, еще не ясно. Поэтому в будущем авторы работы планируют провести новые эксперименты с животными, чтобы измерить, как изменения костей черепа влияют на передачу ударного импульса в его глубину.