12.09.2023
3 434

4.8

Международная группа исследователей изучила комбинацию факторов здорового образа жизни, а также генетическую составляющую и структуру мозга, и пришла к выводу, что ЗОЖ серьезно предотвращает риск развития депрессии. Ученым также удалось объяснить причины такого явления.

Ученые объяснили, как именно здоровый образ жизни предотвращает развитие депрессии / © Getty images / Автор: Visellia Orfius

По данным ВОЗ, примерно каждый 20-й человек в мире страдает депрессией. Это сказывается на работоспособности населения и ложится серьезным бременем на общественное здравоохранение. Факторов, влияющих на развитие депрессии, много, а их взаимосвязь сложна: они представляют собой «коктейль» из биологических составляющих и образа жизни человека.

Чтобы лучше понять взаимосвязь между развитием депрессии и ЗОЖ, международная команда ученых, куда вошли специалисты из университетов Кембриджского (Великобритания) и Фуданьскго (Китай), обратилась к базе медицинских данных британского Биобанка. Свои выводы исследователи представили в журнале Nature Mental Health.

Изучив данные 287 282 человек, около 13 тысяч из которых страдали депрессией, команда смогла выявить семь факторов, связанных с профилактикой развития этой психопатологии. Ими оказались: умеренное потребление алкоголя, здоровое питание, регулярная физическая активность, полноценный сон, полное исключение курения, низкий или умеренный уровень малоподвижного образа жизни и частые социальные контакты.

Наибольшее влияние на снижение риска развития депрессии (на 22 процента) оказал здоровый сон — от семи до девяти часов в сутки. Умеренное потребление алкоголя снизило риск развития психопатологии на 11 процентов, здоровое питание — на шесть, регулярная физическая активность — на 14, отказ от курения — на 20, а малоподвижный образ жизни средней степени — на 13 процентов.

На основе этих факторов ученые разделили участников на три группы: неблагоприятную, промежуточную и благоприятную. У лиц из промежуточной группы вероятность развития депрессии была примерно на 41 процент ниже по сравнению с участниками из неблагоприятной группы. А у благоприятной этот риск вовсе снижался на 57 процентов.

После этого авторы исследовали ДНК респондентов, присвоив каждому так называемый балл генетического риска. У людей с самым низким баллом вероятность развития депрессии была всего на 25 процентов ниже, чем у участников с самым высоким баллом. Кроме того, те, у кого были средний и низкий баллы, могли снизить свои шансы заболеть, если следовали правилам ЗОЖ. Таким образом, как показали ученые, генетические факторы играют куда меньшую роль в развитии болезни, чем образ жизни человека.

Также исследователям удалось ответить на вопрос, почему ЗОЖ снижает шансы заполучить недуг. Изучив снимки МРТ примерно 33 тысяч участников, они выявили ряд областей мозга (например, таламус, миндалина и гиппокамп), где большой объем нейронов и их связей был связан с ЗОЖ.

Проанализировав маркеры крови, ученые обнаружили связанную со здоровым образом жизни молекулу — С-реактивный белок, который вырабатывается в организме в ответ на стресс, а также триглицериды — одну из основных форм жира, которую тело использует для накопления энергии про запас. Все эти маркеры влияют на иммунную систему и способность организма реагировать на стресс, обмен веществ и воспалительные процессы. Значительное их количество в организме людей, ведущих здоровый образ жизни, влияет на их уязвимость для депрессии