26.01.2019
Редакция Naked Science
1 225

Способность сохранять худобу независимо от количества пищи объяснили генетикой

Исследователи собрали масштабную выборку и провели генетический анализ, чтобы узнать секрет природной стройности.

Ученые из Кембриджского университета сравнили гены полутора тысяч худых людей с генами почти двух тысяч тех, кто обладает лишним весом. Они заметили, что у худых оценка генетического риска оказалась меньше. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS Genetics.

Предыдущие исследования доказывали связь между ожирением и депрессией. Ученые из Бристольского университета после рассмотрения данных Биобанка Великобритании выводили, что каждые пять единиц выше установленной нормы индекса массы тела (ИМТ) повышают вероятность смерти. Поэтому ученые стремятся понять, какие факторы влияют на набор веса. В 2016 году уже выходили статьи, связывавшие ожирение с генами. Сейчас сотрудники Кембриджского университета собрали обширный статистический материал для получения более точной информации.

Они сопоставили ДНК 1 622 человек, обладающих низким ИМТ, с ДНК 1 985 людей, имеющих лишний вес. При этом 10 433 человека со средним весом послужили контрольной группой. Помимо генетического анализа, авторы провели анкетирование, в котором учитывали условия жизнедеятельности участников и их привычки.

Они подсчитали оценку генетического риска (набор объединенных вариаций, связанных с риском развития ожирения, в геноме) для каждой из групп. Результаты показали, что для тучных людей этот показатель оказался выше, чем для худых. В работе они указали на уже известные и новые локусы, которые связали с повышенным риском набора веса. Вывод о генетической предрасположенности к худобе косвенно подтвердила семейная история людей, входивших в первую группу. У 74 процентов из них родители и старшие предки сохраняли стройное телосложение. Исследователи надеются, что эти данные помогут в будущем разработать более эффективные методы для борьбы с ожирением.

Ранее увеличение массы тела связали с уменьшением объема мозга. Принимая во внимание другие факторы, которые могут вызывать различия в объеме мозга, такие как возраст, курение и физические упражнения, команда обнаружила, что только индекс массы тела может быть связан с небольшим падением объема серого вещества в мозге людей из крупной выборки.