Выявлены риски смертности от ожирения на выборке в полмиллиона человек

Выявлены риски смертности от ожирения на выборке в полмиллиона человек

Каждые пять единиц выше установленной нормы повысили вероятность смерти.

Ученые из Бристольского университета провели исследование, посвященное связи ожирения и смертности, воспользовавшись выборкой в 500 тысяч человек. По их данным, каждые пять кг/м² выше стандартного индекса массы тела (ИМТ) увеличивают шанс смерти от различных заболеваний. Работа опубликована в журнале Obesity.

Авторы исследования утверждают, что прежде никто не использовал в таком анализе генетическую информацию. Они же применили так называемый метод Менделевской рандомизации. Так, он предполагает установление причинно-следственной связи между факторами риска и последствиями, в этом случае — смертью, с использованием генетического материала. Он же помогает исключить влияние других причин, таких как курение, доход, отсутствие физической активности и так далее.

Для анализа ученые использовали данные Биобанка Великобритании — долгосрочной программы, в которой участвуют более 500 тысяч граждан. Она призвана помочь в понимании того, как влияют гены и окружающая среда на развитие заболеваний. Учрежденная в 2006 году, она, как ожидается, продлится не менее 30 лет.

Соотношение ИМТ и риска смерти вне зависимости от причины / ©Obesity

За оптимальный показатель ИМТ авторы взяли 25 кг/м². Затем на основе полученной информации они подсчитали вероятность смерти при наличии различных заболеваний. В среднем с увеличением этого показателя на каждые пять единиц риск смерти повышался на 16 процентов. При наличии сердечно-сосудистых осложнений шанс увеличивался до 40 процентов. При заболеваниях печени и диабете вероятность возрастала до 60 процентов. Авторы считают, что эти показатели наглядно демонстрируют, почему необходимо следить за индексом массы тела.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 1980 по 2016 год число людей, страдающих ожирением, выросло более чем вдвое. В прошлом году ученые из Университета Сассекса и Лондонской школы экономики и политических наук определили показатель наследуемости индекса массы тела, который составил 35-40 процентов на ребенка. При этом низкий ИМТ наследовался реже, чем высокий.