29.04.2020
София Жаботинская
14 815

Ученые рассказали о роли брадикинина в развитии тяжелых форм Covid-19

6.3

Тяжелое течение коронавирусной пневмонии может быть вызвано потерей клеточных рецепторов, регулирующих активность брадикинина.

КТ легких пациента с Covid-19
КТ легких пациента с Covid-19 / © IAEA

Исследователи из Неймегенского университета в Нидерландах нашли важный механизм, задействованный в протекании коронавирусной инфекции. Это открытие, описанное в издании eLife, может дать новые идеи для разработки методов лечения Covid-19.

Коронавирусная пневмония сильно отличается от гриппа и других инфекционных заболеваний. Нидерландские ученые задались вопросом: как именно проходит инфекция при тяжелых сценариях? Врачи обычно выделяют три различных стадии. Сначала у пациентов активно скапливается жидкость в легких: это выражается в виде одышки. Примерно через девять дней после заражения в легких возникает воспалительная реакция, при этом полноценный иммунный ответ может усугубить состояние пациента. У некоторых также развиваются тромбоз и рубцевание ткани в легких.

«На первой стадии, во время которой легкие наполняются жидкостью, сканы КТ выглядят очень плохо и пациенты испытывают одышку, — говорит один из авторов работы Франк ван де Веердонк. — Такая картина не может быть объяснена исключительно инфекцией в легких». Симптомы начальной стадии натолкнули исследователей на мысль о том, что скопление жидкости вызвано протеканием капилляров.

Жизненный цикл вируса SARS-CoV-2 / © MDPI

Похожая клиническая картина наблюдалась при атипичной пневмонии, вспышка которой произошла в 2002-2003 годах. Однако тогда достоверного объяснения скоплению жидкости найдено не было. В своей статье исследователи выдвигают гипотезу, которая согласуется с этим симптомом.

Дело в том, что вирус связывается с клеткой хозяина посредством рецепторов ACE2 (ангиотензинпревращающих ферментов). Сливаясь с клеткой, вирус затягивает внутрь и молекулу рецептора. В результате масштабного заражения молекулы ACE2 исчезают с мембраны.

Эти рецепторы играют важную роль в поддержании кровяного давления по всему телу, опосредованно контролируя процессы сужения и расширения сосудов. Однако у ACE2 есть еще одна важная функция, о которой в контексте коронавирусных инфекций обычно не вспоминали: он контролирует работу брадикинина.

Трехмерная структура молекулы брадикинина / © Wikimedia Commons

Брадикинин — небольшой пептид, который также принимает участие в регуляции кровяного давления. Среди прочего он повышает проницаемость мелких сосудов. Когда вирус SARS-CoV-2 проникает в клетки и молекулы ACE2 исчезают с мембран, брадикинин «получает свободу действий», изменяя проницаемость и приводя к переходу жидкости через стенки сосудов в местах заражения.

На мысли о роли брадикинина в инфекционном процессе Covid-19 ученых натолкнула и другая болезнь — наследственный ангионевротический отек (НАО). У людей с этим заболеванием часто возникают внезапные масштабные отеки рук, ног, лица или живота. Они могут сохраняться в течение нескольких часов, а иногда даже и дней, после чего исчезают так же быстро, как развились.

Симптоматика НАО также связана с избыточным количеством брадикинина в сосудах. Проблема скопления жидкости в легких может усугубляться воспалительной фазой, что вызывает более сильное протекание. Все эти симптомы в комплексе и становятся причиной патологий последней фазы инфекции — фиброза и тромбоза.

Ученые подытоживают, что фармакологическое вмешательство на самой ранней стадии может в значительной степени облегчить последующие этапы инфекции. Сейчас нидерландские исследователи работают над препаратом, который позволит регулировать уровни брадикинина при Covid-19.