ТГУ, Автор в Naked Science

Ученые Биологического института ТГУ (БИ) в рамках первого в России проекта по исследованию микропластика в пресных водоемах провели отбор проб воды из Оби и ее притоков. Результаты показали высокое содержание микрочастиц синтетического материала в реке Томь. Эта крупная водная артерия может быть одним из путей масштабного транспорта микропластика в мировой океан.

Ученые ТГУ предложили новый способ получения композитной «скользкой» керамики AlMgB14 (алюминий-магний-бор). Твердость полученных композитов на 40 процентов выше, чем в образцах без добавок, а коэффициент трения практически в два раза ниже, чем у смазанной полированной стали. Холодильники, кондиционеры и другое оборудование с комплектующими из «скользкой» керамики будут меньше шуметь и прослужат дольше, поскольку уменьшится трение деталей, а потребление энергии снизится в несколько раз. Новый материал может применяться во многих отраслях. В том числе, в машино- и авиастроении.

Сотрудники Биологического института ТГУ в ходе совместных исследований со специалистами ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» впервые выявили наличие редкого и малоизученного хантавируса Аltai в Томской области. Переносчиком опасного заболевания оказался один из видов землероек — бурозубка. Хантавирусы чреваты развитием геморрагической лихорадки, которая нередко приводит к летальному исходу.

На базе лаборатории мониторинга окружающей среды химического факультета ТГУ проведен ряд исследований, в ходе которых химики изучали зольный остаток растений, волос человека и шерсти животных. Целью анализа было выявить закономерности накапливания химических элементов, в том числе токсичных, в биологических объектах. В результате удалось установить, что состав и распределение химических элементов в волосах неодинаковы для женщин и мужчин, а также людей одного пола, но разного возраста и с различным уровнем сопротивляемости организма к отрицательным воздействиям переменных факторов окружающей среды.

Ученые лаборатории «БиоГеоКлим» ТГУ создали фильм о том, как меняются ландшафты российской Арктики. Основная причина этих процессов — потепление, которое началось в 1980-е годы и стремительно нарастает в наши дни. Исследователи считают, что трансформация ландшафтов уже в ближайшее время будет оказывать все большее влияние на жизнь коренных народов и на освоение природных ресурсов севера.

Пандемия коронавируса пробудила острый интерес к летучим мышам, которых ранее не причисляли к виновникам эпидемий — основными переносчиками инфекций считали грызунов. Сегодня летучие мыши признаны отправной точкой сразу нескольких вспышек серьезных заболеваний. О том, как рождаются новые инфекции, почему возвращаются старые и какую роль играют в развитии эпидемий животные, мы поговорили с Александром Жигалиным – сотрудником лаборатории мониторинга биоразнообразия Биологического института ТГУ, одним из немногих в России экспертов, занимающихся изучением летучих мышей.

Ученые России, США, Британии и Италии исследовали влияние трансформации климата на лесные массивы Горного Алтая. В XX веке среднегодовая температура здесь увеличилась на 1,4-1,7 градуса. Результаты полевых исследований, изучение дендрохронологических данных, снимков с беспилотников и спутников показали быстрое смещение границы лесов вверх, в горы. Специалисты полагают, что в XXI веке динамика этих процессов на Алтае и в других точках планеты может увеличиться в 100 раз, что скажется на местных экосистемах.

Российско-американская группа исследователей, в которую входит ученый Биологического института ТГУ Мария Орлова, выявила у африканских летучих мышей клещей-спинтурницид, широко распространенных в Евразии, в том числе и в Сибири. Именно эти эктопаразиты способны выступать переносчиками некоторых болезней. На африканском континенте данный вид обнаружен впервые.

Ученые философского факультета и факультета психологии ТГУ завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей. В рамках проекта, поддержанного РФФИ, социологи работали с педагогами школ Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края. Ученые постарались взглянуть на проблему глазами самих педагогов, выявить основные сложности и сформировать стратегию адаптации. Результатом проекта стали монография и методическое пособие, которые школы смогут получить бесплатно.

Группа исследователей, в которую вошли сотрудники ТГУ, ИПХЭТ СО РАН (Бийск) и НИИ фармакологии и регенеративной медицины имени Е. Д. Гольдберга ТНИМЦ, разработала новую технологию синтеза фармацевтической субстанции осельтамивира этоксисукцината и получила препарат с удвоенным противовирусным эффектом.

Ученые ТГУ разрабатывают алгоритм для выявления пользователей «ВКонтакте», которые проявляют склонность к агрессии, тревожности и стрессу, а также алгоритм для поиска небезопасного контента. Сейчас для создания базы данных исследователи сформировали онлайн-опросники, доступные студентам ТГУ. Ответивший узнает свой психологический портрет, эмоциональное состояние и то, как он пользуется интернетом.

Ученые лаборатории биофотоники ТГУ совместно со специалистами НИИ микрохирургии (Томск) разработали новый инструмент для диагностики лимфедемы – тяжелой патологии, которая может развиваться после радикального лечения ряда онкологических заболеваний.

На факультете психологии ТГУ разработали программу для пожилых людей, которые в своей жизни столкнулись с насилием.

Эксперты международной сети SecNet, созданной под эгидой ТГУ для изучения трансформации окружающей среды, отмечают, что самые драматичные изменения климата и экосистем за последние полвека произошли в Евразийской Арктике и Сибири. В связи с этим необходима быстрая выработка механизмов адаптации к потеплению, иначе человечеству грозят серьезные социально-экономические потрясения, в том числе голод.

Сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия биологического института ТГУ Мария Орлова – один из немногих российских ученых, занимающийся исследованиями инфекций, передаваемых рукокрылыми, рассказала, почему возникновение новых вирусов – это закономерно и почему россиянам не стоит паниковать из-за того, что происходит в Китае.

Сотрудники лаборатории каталитических исследований химического факультета ТГУ разрабатывают катализаторы экологического назначения – для нейтрализации опасных веществ, в частности, угарного газа, а также частиц сажи, являющихся составляющей выхлопов автотранспорта.

В ТГУ совместно с чешскими учеными провели исследования и выяснили, что в эктопаразитах летучих мышей с нескольких территорий, в том числе из Западной Сибири, впервые были обнаружены возбудители болезней, передающихся от животных человеку.