ТГУ, Автор в Naked Science
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) — первый российский университет на территории Русской Азии (фактически первый российский университет восточнее берегов В... ещё
26.02.2021

Группа российских и американских исследователей, занимающихся изучением паразитов летучих мышей, составила полный перечень мух-никтерибиид для всех регионов России. Представители семейства способны переносить инфекции, опасные для животных и человека. Для девяти регионов России никтерибииды выявлены впервые. В Сибири их обнаружили на летучих мышах, которые часто встречаются в населенных пунктах и контактируют с людьми.

24.02.2021

Исследователи Томского государственного университета и Университета Хельсинки обнаружили новые пути формирования загрязняющих атмосферу аэрозолей, в которых участвуют природные углеводороды, выделяемые хвойными деревьями. Загрязнение аэрозольными частицами ежегодно приводит к смерти 2,9 миллиона человек, что на порядок больше, чем в результате вооруженных конфликтов.

18.02.2021

Ученые лаборатории нейробиологии ТГУ в ходе серии экспериментов, проведенных с использованием модели ишемического инсульта у крыс, получили новые данные о процессах, которые происходят в очаге поражения головного мозга. Новая информация может стать основой неинвазивного диагностического метода, позволяющего оценивать степень воспаления, прогнозировать течение заболевания и выбирать стратегию лечения пациентов, переживших «сосудистую катастрофу».

16.02.2021

В журнале Nature Communications опубликованы результаты исследований, проведенных учеными ТГУ (Россия), Университета Умео (Швеция) и Обсерватории Миди-Пиринейз (Франция). В статье впервые в истории дана комплексная оценка эмиссии углерода с поверхности рек и озер Сибири – одной из наименее изученных, но крупнейших северных экосистем в мире, переживающих быстрое таяние вечной мерзлоты. Наряду с этим проведен анализ общего транспорта растворенного органического углерода всеми сибирскими реками в Северный Ледовитый океан. Установлено, что туда поступает в девять раз меньше углерода, нежели выделяют водоемы Сибири.

Российские ученые провели масштабный анализ макрофауны Чукотского, Берингова, Охотского и Японского морей и северной части Тихого океана. По результатам исследования составлен список, в который вошли более 1500 видов. Как отмечают специалисты, 33 процента из них не считаются в России промысловыми, но потенциально такими являются. Их добыча могла бы не только разнообразить российский рынок, но и существенно усилить экспортный потенциал страны.

16.12.2020

Группа ученых, куда вошли специалисты из ТГУ, провела исследование паразитофауны нетопыря Куля (Pipistrellus kuhlii) – летучей мыши, которая в ХХ веке попала из Средиземноморья в Россию и активно распространяется по ее территории. Нетопырь — это переносчик большого числа инфекций, в том числе коронавирусов, опасных для людей и животных. Первое для нашей страны обобщение результатов собственных исследований и литературных данных, проведенное учеными, выявило у нетопыря паразитов, характерных для других животных. По мнению исследователей, это несет потенциальную угрозу в виде новых генетических вариантов вирусов и бактерий.

24.11.2020

Нейробиологи ТГУ с помощью нового неинвазивного метода смогли впервые в мире проследить процессы гибели и восстановления нервных клеток и аксонов после инсульта головного мозга. Данные получены на модели ишемического инсульта у крыс. С помощью нового подхода к МРТ исследователи в течение трех месяцев отслеживали изменения, которые происходили в головном мозге животных, переживших сосудистую катастрофу. Они выяснили, что новые аксоны пытаются восстановить утраченную связь между нервными клетками.

10.11.2020

Российской-японская группа исследователей, в которую входит главный научный сотрудник ВНИРО и Биологического института ТГУ Алексей Орлов, открыла новый вид скатов. Неизвестный ранее представитель хрящевых рыб пойман в районе центральных Курил. Из-за внешних особенностей он получил название Bathyraja sexoculata – скат шестиглазый. Предполагается, что данный вид – эндемик, он обитает локально и только в водах России.

20.10.2020

Нейробиологи ТГУ совместно с коллегами из Бельгии и США создали первый в мире неинвазивный инструмент, с помощью которого можно отслеживать передвижение молодых нейронов. Для этого ученые помечают новые клетки головного мозга специальным маркёром, который виден на МРТ. «Курьером» для доставки выступают вирусные векторы – инактивированные вирусы, способные легко проникать в клетку. Новый инструмент позволит прогнозировать динамику восстановления пациентов и оценивать темпы реабилитации после инсульта и черепно-мозговых травм.

25.08.2020

Научная группа, в которую вошли ученые ТГУ, ТюмГУ, Пензенского государственного университета, Мичиганского университета и представители Жигулевского заповедника, выявила в России новый вид клеща, паразитирующего на летучих мышах. «Новичок» был обнаружен в ходе исследований рукокрылых в Дагестане. Разнообразие видов рукокрылых на этой территории очень велико, но их экология до сих пор почти не изучена. Клещ, обнаруженный на Кавказе, впервые был изучен и описан в Германии. Известно, что он переносит болезни, потенциально опасные для людей.

Загрузить ещё