50 статьи
4 подписчика
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) — первый российский университет на территории Русской Азии (фактически первый российский университет восточнее берегов Волги), один из 29 национальных исследовательских университетов.

Судьба органического углерода, хранящегося в торфяных и минеральных мерзлых отложениях Севера, — центральный вопрос современной биогеохимии в условиях потепления климата и оттаивания вечной мерзлоты. Почвоведы Томского госуниверситета уточнили запасы углерода органических соединений мерзлых болот на севере Западной Сибири. Эта работа поможет улучшить прогнозы параметров углеродного цикла в будущем.

Исследователи из Томского и Саратовского государственных университетов нашли подход для количественной оценки заживления открытых повреждений. Это особенно важно, когда процесс протекает с осложнениями. Предложенный метод двухфотонной микроскопии — быстрый и неинвазивный. Он позволяет также прогнозировать ход лечения и при необходимости корректировать его.

Группа ученых Томского государственного университета проводит исследование двух малоизученных молекул парниковых газов — гексафторида серы и тетрафторида углерода. По предварительным данным, эти газы оказывают значительный парниковый эффект на атмосферу планеты – в 29 тысяч раз больше, чем углекислота.

Причины и механизмы развития детского аутизма - одна из важнейших и пока не решенных исследовательских задач. Количество детей с этим видом расстройства нервной системы довольно велико. Эффективность корректировки их состояния и адаптации во многом зависит от понимания факторов, влияющих на развитие тех или иных проявлений аутизма. Микробиологи Томского государственного университета при поддержке РФФИ исследовали один из таких аспектов – они попытались выяснить, какое влияние может оказывать повышенное содержание сульфатредуцирующих бактерий Desulfovibrio на детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Ишемический инсульт головного мозга ежегодно поражает более 15 миллионов человек по всему миру, из них шесть миллионов погибает, а пять — остаются инвалидами. В ряде случаев нейропластичность головного мозга помогает человеку восстановиться, но степень и скорость реабилитации у всех разная. Нейробиологи Томского государственного университета в экспериментальных исследованиях на крысах выясняют механизм, с помощью которого мозг восстанавливает утраченные клетки и нейронные связи. Полученные данные позволят разработать персонифицированные подходы для стимуляции этих процессов и ускорить возвращение пациентов к нормальной жизни.

В условиях глобального потепления климата повышение температуры вызывает оттаивание вечной мерзлоты. При усилении этих процессов мерзлые бугристые болота Сибири и Арктики могут выступить опасным источником выбросов метана в атмосферу, а также привести к изменению режимов речного стока и биогеохимического состава речных вод. Сотрудники лаборатории «БиоГеоКлим» исследуют мерзлые бугристые болота в Сибири и Арктической зоне РФ, чтобы выяснить особенности трансформации этих экосистем и понять, как они могут повлиять на изменение климата.

Ученые ММФ ТГУ в рамках проекта, поддержанного РНФ, разрабатывают математические методы анализа и противодействия распространению эпидемий, включая Covid-19. Исследователи создают новые эффективные высокоскоростные методы обработки информации для статистического анализа в эпидемиологических моделях. Новые алгоритмы позволят обеспечить оперативное принятие управленческих решений, необходимых для локализации эпидемий, снижения социальных рисков и экономических потерь.

Ученые Биологического института Томского госуниверситета совместно с ФИЦ биотехнологии РАН завершили работу по созданию эффективных подходов для утилизации твердых органических отходов, сточных вод и рекультивации свалок. В ходе проекта исследователи выявили, какие именно бактерии служат источником неприятного запаха, и нашли простые и дешевые пути его нейтрализации. В частности, можно заменить одну из пищевых добавок.

27.12.2021

Коллектив ученых из Томского, Алтайского и Ягеллонского университетов расшифровал геном сибирских видов ковыля. Открытие позволило показать, как эволюционировали эти растения, и рассчитать, что всплеск разнообразия ковылей в Сибири произошел в начале последнего ледникового периода.

Загрузить ещё