ТГУ, Автор в Naked Science
34 статьи
3 подписчика
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) — первый российский университет на территории Русской Азии (фактически первый российский университет восточнее берегов Волги), один из 29 национальных исследовательских университетов.

Ученые геолого-географического факультета Томского государственного университета создают карты пространственной неоднородности почвенного покрова по составу земель сельскохозяйственного назначения. Эти карты помогут правильно классифицировать почвы для высокотехнологичного земледелия. В работе используются алгоритмы машинного обучения и данные дистанционного зондирования Земли с космического аппарата Sentinel-2. Состав почв по методике ученых впервые определяется с высокой точностью – 76 процентов.

Специалисты ТГУ в кооперации с индийскими и тайваньскими коллегами разработали новые подходы для исследования биологический тканей пациентов с тяжелыми заболеваниями, такими, как сахарный диабет, онкопатологии и так далее. В качестве инструмента биофизики используют методы нелинейной оптической микроскопии, которая дает большой объем новых данных об изменениях, происходящих в тканях пациентов. Эти данные помогут создавать эффективные методы лечения и выявлять, например, причины плохого заживления ран.

Ученые Биологического института ТГУ исследуют механизм хромосомной изменчивости малярийных комаров – кровососущих насекомых, передающих людям опасные инфекции.

Нейробиологи ТГУ провели исследование, в ходе которого проанализировали процессы, происходящие при тотальном нарушении кровоснабжения головного мозга в гиппокампе – отделе, который называют «менеджером памяти». Иммунные клетки центральной нервной системы пытаются спасти его за счет разрыва нервных связей и подавления гипервозбуждения нейронов, так называемой эксайтотоксичности. Новые фундаментальные данные важны для формирования эффективных подходов профилактики ишемии головного мозга у людей из группы риска, например, с тяжелыми кардиопатологиями.

Группа российских и американских исследователей, занимающихся изучением паразитов летучих мышей, составила полный перечень мух-никтерибиид для всех регионов России. Представители семейства способны переносить инфекции, опасные для животных и человека. Для девяти регионов России никтерибииды выявлены впервые. В Сибири их обнаружили на летучих мышах, которые часто встречаются в населенных пунктах и контактируют с людьми.

Исследователи Томского государственного университета и Университета Хельсинки обнаружили новые пути формирования загрязняющих атмосферу аэрозолей, в которых участвуют природные углеводороды, выделяемые хвойными деревьями. Загрязнение аэрозольными частицами ежегодно приводит к смерти 2,9 миллиона человек, что на порядок больше, чем в результате вооруженных конфликтов.

Ученые лаборатории нейробиологии ТГУ в ходе серии экспериментов, проведенных с использованием модели ишемического инсульта у крыс, получили новые данные о процессах, которые происходят в очаге поражения головного мозга. Новая информация может стать основой неинвазивного диагностического метода, позволяющего оценивать степень воспаления, прогнозировать течение заболевания и выбирать стратегию лечения пациентов, переживших «сосудистую катастрофу».

В журнале Nature Communications опубликованы результаты исследований, проведенных учеными ТГУ (Россия), Университета Умео (Швеция) и Обсерватории Миди-Пиринейз (Франция). В статье впервые в истории дана комплексная оценка эмиссии углерода с поверхности рек и озер Сибири – одной из наименее изученных, но крупнейших северных экосистем в мире, переживающих быстрое таяние вечной мерзлоты. Наряду с этим проведен анализ общего транспорта растворенного органического углерода всеми сибирскими реками в Северный Ледовитый океан. Установлено, что туда поступает в девять раз меньше углерода, нежели выделяют водоемы Сибири.

Российские ученые провели масштабный анализ макрофауны Чукотского, Берингова, Охотского и Японского морей и северной части Тихого океана. По результатам исследования составлен список, в который вошли более 1500 видов. Как отмечают специалисты, 33 процента из них не считаются в России промысловыми, но потенциально такими являются. Их добыча могла бы не только разнообразить российский рынок, но и существенно усилить экспортный потенциал страны.

Загрузить ещё