Коронавирус SARS-CoV-2 оказался в три раза агрессивнее возбудителя атипичной пневмонии — Naked Science

Ученые из Гонконга заявили, что нет почти никаких шансов, что распространение коронавируса нового типа удастся полностью остановить после лета.

Клетки, атакованные SARS-CoV-2
Цветное изображение клеток пациента, инфицированного коронавирусом SARS-CoV-2. Частицы вируса окрашены в розовый цвет / © NIAID

Исследование, проведенное микробиологами из Гонконгского университета, показало, что вирус SARS-CoV-2, ответственный за пандемию заболевания Covid-19, за пару дней способен производить в несколько раз больше патогенных микроогранизмов в легких человека, чем SARS-CoV — возбудитель так называемой атипичной пневмонии 2002-2003 годов.

Как рассказывается в статье, опубликованной в журнале Clinical Intectious Diseases, эксперимент, в котором сравнивались репликация и клеточный тропизм SARS-CoV и SARS-CoV-2, проводился ex vivo — на образцах легочной ткани, взятой от шести добровольцев. Так выяснилось, что за 48 часов коронавирус 2019 года способен размножиться примерно в 100 раз, в то время как максимум, которого мог достичь SARS-CoV, — порядка 10-20 раз.

“В течение 48-часового интервала SARS-CoV-2 генерировал в 3,20 раза больше вирусных частиц, чем SARS-CoV. Важно отметить, что, несмотря на более эффективную репликацию, SARS-CoV-2 значительно не индуцировал интерфероны I, II или III типа в инфицированных тканях легких человека. Кроме того, в то время как SARS-CoV усиливал экспрессию 11 из 13 (84,62%) репрезентативных провоспалительных цитокинов (цитокины — около 100 сложных белков, участвующих во многих иммунных и воспалительных процессах в человеческом организме. — Прим. ред.), SARS-CoV-2 активировал только пять (38,46%) из этих 13 ключевых медиаторов воспаления”, — пишут авторы работы.

Таким образом, несмотря на агрессивную и быструю способность к размножению, SARS-CoV-2 во время исследования вызывал более медленные иммунные и воспалительные реакции: по словам ученых, механизм, который отвечает за способность возбудителя Covid-19 так активно проникать в клетки и при этом в некоторых случаях не вызывать начальных симптомов, до конца не понятен.

«Вирус SARS-CoV-2 похож на ниндзя, размножаясь внутри организма в условиях пониженного уровня интерферонов и воспалительной реакции», — отметил доктор Джаспер Чан Фок-Ву, доцент медицинского факультета Гонконгского университета.

По мнению микробиолога Юена Квок-Юнга, одного из авторов исследования, так как у большинства людей нет иммунитета к SARS-CoV-2, пандемия может продолжиться даже после лета, поэтому правительствам всех стран следует подождать с отменой карантинных и ограничительных мер, а гражданам нужно помнить о важности социального дистанцирования и гигиены.

Согласно статистике от Университета Джонса Хопкинса, на сегодня зарегистрировано свыше 1,86 миллиона случаев заражения SARS-CoV-2 в 185 странах: 438 тысячи пациентов удалось победить болезнь, а более 114 тысяч погибли. В последние дни на первую строчку по числу жертв вышли США: там скончались 22 115 человек.

Ранее китайские исследователи объяснили механизм негативного действия SARS-CoV-2, а большое число жертв коронавируса в Италии связали с особенностями генов ее населения.