10.04.2020
София Жаботинская
22 965

Повышенная экспрессия мембранного белка делает курильщиков более уязвимыми к коронавирусу

5.2

Канадские ученые обнаружили, что на эпителии курильщиков, а также людей с хронической обструктивной болезнью легких экспрессируется больше белков, которые SARS-CoV-2 использует для проникновения в клетку.

коронавирус и курение
Коронавирус — повод избавиться от вредной привычки / © Wgoqatar / Автор: Владимир Богданов

Люди с хронической обструктивной болезнью легких, а также активные курильщики могут быть более уязвимыми к вирусу SARS-CoV-2. Cогласно исследованию, опубликованному в European Respiratory Journal, у этих людей выше уровень экспрессии белка ACE-2 (ангиотензинпревращающего фермента). Предыдущие работы на эту тему показали, что коронавирус использует ACE-2 для проникновения в клетки.

Исследование проводила группа ученых под руководством Дженис Леюнг из Университета Британской Колумбии в Канаде. Они исследовали образцы легочного эпителия, взятые у 42 человек: ровно половина из них имела диагностированную ХОБЛ, остальные были здоровы; 24% испытуемых были курильщиками. В образцах тканей ученые измерили уровни ACE-2. У пациентов с ХОБЛ, а также у людей с вредной привычкой количество исследуемого белка было заметно выше.

Полученные результаты затем сравнили с данными двух других исследований, которые содержали информацию в общей сложности по 249 людям: нынешним и бывшим курильщикам, а также никогда не курившим. Оказалось, на эпителии у тех, кто продолжает курить, более интенсивно экспрессировались ACE-2, чем у тех, кто никогда не курил или бросил.

По словам Дженис Леюнг, в условиях пандемии Covid-19 людям с ХОБЛ и тем, кто еще не отказался от сигарет, стоит максимально строго соблюдать социальную дистанцию и надлежащую гигиену рук. Тот факт, что уровень ангиотензинпревращающих ферментов у бывших курильщиков заметно ниже, чем у нынешних, Леюнг комментирует так: «Еще никогда не было лучшего времени, чтобы бросить курить, защитив себя от Covid-19».

«Эта работа дает некоторое интересное представление о том, почему отдельные люди могут подвергаться риску более серьезных симптомов Covid-19, чем другие», — говорит не участвовавший в исследовании профессор Тобиас Вельте, координатор немецкой целевой рабочей группы по коронавирусу. Возможно, именно количество мембранного белка приводит к тому, что у курильщиков и больных ХОБЛ выше риск неблагоприятного исхода при Covid-19.

По мнению ученого, следующий важный вопрос для исследований — можно ли изменять уровни экспрессии ACE-2 у пациентов из группы риска для сокращения риска заражения.