• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
31 марта
Юлия Трепалина
2 451

Клинические испытания показали, как долго каннабис действует на водителей

4.9

По результатам серии тестов с помощью симуляторов вождения ученые установили, что последствия от вдыхания паров каннабиса, повышающие риск на дорогах, сохраняются дольше, чем принято считать.

Клинические испытания показали, как долго каннабис действует на водителей – иллюстрация к материалу на Naked Science
© dodge challenger1, Wikimedia Commons

Вопрос о том, сколько может длиться опьянение после употребления тетрагидроканнабинола (ТГК), который содержится в соцветиях и листьях конопли, давно занимает специалистов. Знать это важно, в частности, для обеспечения безопасности дорожного движения. Применение каннабиса растет, особенно в США, где эта практика уже опередила алкоголь по уровню частого употребления.

Во многих прошлых исследованиях по теме ученые ограничивались узким перечнем метрик для оценки водительского поведения и рассматривали короткие временные рамки, что оставляло пробелы в знаниях.

Группа психиатров и медиков других специализаций из Йельского университета и еще нескольких вузов США подошла к проблеме тщательнее. Их рандомизированное, плацебо-контролируемое, двойное слепое исследование показало, что каннабис продолжает влиять на поведение водителей за рулем гораздо дольше трех часов — типичного интервала, который фигурировал в предыдущих работах. Статья о новом клиническом испытании вышла в Journal of Psychopharmacology.

К эксперименту привлекли 38 взрослых мужчин и женщин от 18 до 40 лет, не имеющих серьезных медицинских или психиатрических заболеваний. Среди условий включения также числились водительский стаж не менее двух лет и употребление каннабиса не реже раза в неделю. Испытуемых проинструктировали воздержаться от использования последнего в течение суток перед тестами, которые проводили трижды в разные дни.

Во время испытаний участники вдыхали пары каннабиса с разной концентрацией ТГК: 5,9%, 13% либо плацебо без тетрагидроканнабинола. Ученые отметили, что в продуктах на основе конопли, которые продают в США, уровень ТГК обычно выше.

Затем люди четыре раза на протяжении восьми часов выполняли упражнения на симуляторе вождения: задачи по удержанию полосы движения, следованию за другим автомобилем и обгону. Врачи отслеживали 19 поведенческих показателей, анализируя влияние на них каннабиса с помощью статистических методов. Участники также заполнили анкеты, в которых сообщили, насколько «под кайфом» они себя ощущали, как это сказывалось на их поведении и решились бы они в таком состоянии сесть за руль.

В результате выяснилось, что признаки снижения внимания и контроля после вдыхания паров каннабиса с более высокой концентрацией ТГК могли сохраняться до 5,5 часа, а с более низкой — 3,5 часа. Так, в тестах на движение в полосе участники реже корректировали положение руля, а в упражнениях на следование за автомобилем менее последовательно использовали педаль газа и медленнее реагировали на машину впереди. В задачах на обгон испытуемые выбирали более узкие промежутки между машинами и больше времени оставались на встречной полосе, тем самым повышая риск столкновений.

Примечательно, что две трети участников заявляли о готовности сесть за руль уже через два часа после вдыхания паров каннабиса, хотя осознавали, что его действие еще продолжается, а объективные показатели говорили об ухудшении их водительских умений.

Исследователи также проверили, коррелировала ли концентрация ТГК и его метаболитов в крови или слюне со способностью управлять машиной. Уровень ТГК оказался ненадежным индикатором, который мог не отражать реального ухудшения показателей. Исходя из этого, медики заключили, что одних лишь данных анализов недостаточно, чтобы в полной мере оценить соответствующие риски для водителей.

Среди ограничений исследования авторы упомянули небольшие размеры выборки, отсутствие в ней людей более старшего возраста, а также использование симуляции вместо реального вождения. В будущем специалисты хотят повторить эксперимент с применением функциональной магнитно-резонансной томографии.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Сегодня, 14:40
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

Позавчера, 11:02
ФизТех

Ученые из МФТИ и МГУ провели важное исследование фундаментальных законов природы, значительно расширив возможности одного из самых перспективных инструментов для исследования М-теории — гипотетической «теории всего». Они обобщили математический метод, известный как три-векторные деформации, на полные, без каких-либо упрощений, уравнения 11-мерной супергравитации в рамках исключительной теории поля. Результатом стали явные «рецепты» того, как можно систематически изменять (или «деформировать») геометрию и поля любого известного 11-мерного пространства-времени, чтобы получить новые, ранее неизвестные решения, подчиняющиеся тем же элегантным алгебраическим условиям, что и в более простых случаях.

Позавчера, 14:07
Любовь

Недавно физик Мелвин Вопсон предложил новый взгляд на гипотезу симуляции, впервые сформулированную шведским философом Ником Бостромом. В серии научных работ он утверждает, что информация обладает массой, а гравитация — не более чем побочный эффект цифровой Вселенной. Но насколько обоснованы его громкие заявления? И может ли «код Вселенной» объяснить реальность?

11 мая
Редакция Naked Science

Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.

9 мая
Татьяна

Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.

13 мая
Полина Меньшова

Когда пальцы долго находятся в воде, кожа на них начинает морщиться. Из-за чего и по какому принципу это происходит, долгое время известно не было. Однако специалисты по биомедицине из США нашли ответы на оба вопроса.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно