Вопросы читателей (ч. 3) — Naked Science

Вопросы читателей (ч. 3)

3.9

Как определить подлинность метеорита? Из чего делают пластилин и где находится самое сухое место на Земле? Читайте ответы на эти и другие вопросы в нашей традиционной рубрике.

Рик и Морти

Как определить подлинность метеорита? Сколько может стоить метеорит?

Дмитрий, г. Краснодар

Метеорит уникален по своему составу, его практически невозможно подделать. Конечно, подлинность посланника из космоса все равно нужно будет устанавливать через долгую процедуру экспертиз (обычно в крупных ВУЗах на факультете геологии или подобных существуют такие лаборатории). Однако, уже на этапе «сбора» метеоритов можно определить, какие из них, действительно, могут претендовать на это почетное звание. Если только Вы не держите в руках редкий метеорит, разумеется. Большинство же таких «пришельцев» довольно узнаваемо.

Их признаки таковы:

1. Недавно прилетевшие экземпляры покрыты корой плавления (она может быть черного цвета с буроватым оттенком – у железных метеоритов; иногда – блестящей, что характерно для ахондритов; очень редко наблюдается светлая, полупрозрачная кора).

2. Высокая плотность. Метеориты тяжелее, чем, например, гранит или осадочные породы.

3. Иногда ориентированно-конусообразная или оплавленно-обломочная форма.

4. Могут быть гладкими, но чаще на поверхности видны регмаглипты – сглаженные углубления, напоминающие вмятины пальцев на глине.

5. Излом чаще всего серого цвета, на котором иногда заметны маленькие, размером около 1 мм шарики — хондры (только каменные хондриты).

6. У большинства на пришлифованном разрезе видны вкрапления металлического железа (все каменные метеориты).

7. Намагниченность: стрелка компаса заметно отклоняется (все, кроме каменных ахондритов).

8. Со временем окисляются на воздухе, приобретая бурый, ржавый цвет (все, кроме ахондритов).

9. Поддаются ковке без специального нагревания до высоких температур (железные метеориты).

10. На полированном и протравленном кислотой разрезе проявляются видманштеттовы фигуры или неймановые линии (все железные, кроме атакситов).

У метеоритов не бывает:

1. Отсутствуют слои. Слоистость нередко наблюдается в сланце песчаников, яшмовидных пород.

2. Нет карбонатных пород вроде мела, известняка, доломита.

3. Не встречаются окаменелости: раковины, отпечатки ископаемой фауны.

4. Не бывает крупной кристаллической структуры, подобной граниту.

Для того чтобы подтвердить космическое происхождение камня, нужно выявить в его составе хотя бы малейшие признаки иридия. Иридий — редкоземельный металл, найти его труднее, чем золото и даже платину. Соответственно, стоит он значительно дороже. В метеоритах иридий встречается почти всегда в очень малых пропорциях. Стоимость метеоритов очень разнится и зависит от редкости, уникальности и ценности породы камней, формы, а также от истории падения. Считается, например, что метеорит, взорвавшийся над Челябинском, относится к «дешевой» группе, но власти уже сегодня предлагают за подъем его из озера Чебаркуль 3 млн. рублей. Вообще, цена «обычных» метеоритов варьирует от 10-50 центов за грамм и доходит до 1000 долларов и выше (марсианские и лунные камни). Еще более редкие экземпляры могут стоить целое состояние.

Из чего делают пластилин?

Игорь Н., Нижний Тагил

Основное вещество пластилина – измельченный порошок глины, в который добавлен воск, растительный или животный жир и другие вещества, удерживающие влагу. Полученная смесь имеет цвет глины, поэтому, чтобы раскрасить пластилин, в него добавляют также и различные красители.

Как узнать, есть ли у меня знаменитые предки?

Николаев Олег, г. Калининград

Для того чтобы доподлинно узнать о своих предках, для начала необходим долгий и кропотливый анализ информации из государственных архивов. Этап второй – анализ ДНК, который позволит сравнить Ваши генетические данные с данными предполагаемого предка, например, Ивана Грозного. Впрочем, такая процедура крайне дорогостояща и трудноосуществима. Между тем современные генетические исследования показали, что половина мужского населения Западной Европы принадлежит к той же генетической гаплогруппе R1b1a2, что и знаменитый фараон Тутанхамон, живший более трех тысяч лет назад. По мнению ученых, полученные данные являются свидетельством того, что египетский фараон и западноевропейские мужчины имели одного общего предка. Любопытно, что среди современных египтян к гаплогруппе R1b1a2 принадлежит всего один процент мужчин.  Слышала, что существует так называемая дверь в преисподнюю.

Неужели это правда, и где находится это место?

Ирина, г. Новосибирск

Такое название, действительно, получило место в Туркменистане. Когда в 1971 году геологи при бурении разведочной скважины обнаружили подземную полость, случилась непредвиденная ситуация. В результате провала в полость опустилась буровая вышка с оборудованием. Тогда было принято решение поджечь газ, чтобы он не выходил наружу. Обычно в результате поджога газ сгорал и открывал доступ к полости. Но в этот раз все оказалось иначе, и газ горит до сих пор. А место получило название «Дверь в преисподнюю».

Недавно побывал в Токио. В местном ресторане попробовал блюдо, в котором убитый кальмар начал энергично шевелить своими щупальцами прямо в моей тарелке после того, как на него полили соевый соус. Зрелище не для слабонервных. Но как это возможно?

Игорь Головатюк, г. Новосибирск

Действительно, в японской кухне существует блюдо под названием «танцующий кальмар». Недавно убитое животное помещают в чашку с рисом и поливают соевым соусом, отчего моллюск начинает «танцевать», перебирая щупальцами. Дело в том, что для передачи сигнала нейроны активно выкачивают в межклеточное пространство ионы натрия. Соевый соус богат солью – хлоридом натрия – который и приводит к срабатыванию нервных клеток уже мертвого животного, заставляя его мышцы сокращаться. Главное, чтобы кальмар был действительно свежим, и в его мышечной ткани еще сохранился запас энергетических молекул АТФ, необходимых для движения.

Почему стекло автомобиля не разбивается?

Андрей К., г. Москва

В начале XX века в автомобилях использовалось самое обыкновенное стекло, поэтому даже незначительная авария могла закончиться увечьями и гибелью людей, которые оказывались буквально изрезаны острыми осколками. Над созданием небьющихся стекол работали многие химики того времени, однако получить его удалось почти случайно. В 1903 году, когда французский химик Эдуард Бенедиктус нечаянно уронил колбу, она потрескалась, но не разлетелась на куски.

Как выяснилось, в колбе находились остатки коллодия – раствора тринитроцеллюлозы, который высох и образовал на стекле тонкую бесцветную пленку, которая и защитила осколки от рассыпания. Бенедиктус не сразу придал значение этому событию, но, прочитав в газете статью об очередной аварии, вспомнил о нем, и изготовил первые стекла, состоящие из двух прозрачных слоев, склеенных слоем тринитроцеллюлозы – то, что мы знаем под названием “триплекс”. С тех пор количество жертв автомобильных аварий снизилось в разы.

Слышал, что есть какие-то мышцы, которые отсутствуют у большого числа людей. Что это за мышцы?

Дмитрий, г. Анапа

Длинные ладонные мышцы отсутствуют, по разным данным, у 4,6-26,6% людей на планете. У некоторых животных эти мышцы отвечают за выпускание когтей, у нас же их функциональное назначение до конца неясно. Они участвуют в сгибании пальцев руки, но, насколько известно, их потеря не сказывается на силе и ловкости хвата. Поэтому хирурги иногда используют длинные ладонные мышцы как материал, пригодный для восстановления тканей других поврежденных мышц.

Где находится самое сухое место на Земле?

Ирина Морозова, г. Краснодар

Самое сухое место на Земле – вовсе не Сахара или другая жаркая пустыня, а холодные долины Мак-Мёрдо в Антарктиде. Местность здесь почти полностью свободна ото льда и снега: вся влага уносится мощнейшими ветрами, достигающими скорости 320 км/ч. В некоторых районах сухих долин дождей не случалось уже миллионы лет.

Присылайте нам свои вопросы на адрес blitz@naked-science.ru

Французские ученые узнали, как палочка Коха повлияла на геном человека за последние две тысячи лет.

Самолет будет вмещать от 12 до 18 пассажиров и, судя по фото, может быть похож на мини-отель в небе. Кроме того, вместо иллюминаторов будут встроены цифровые экраны высокой четкости, благодаря которым перелеты станут бесшумными.

На фоне громкого и, будем честными, эффективного пиара SpaceX успехи других частных космических компаний несколько меркнут и зачастую остаются незамеченными. Однако Питер Бек, основатель Rocket Lab, известной своим неординарным подходом к созданию и эксплуатации ракет, сделал заявление, которое имеет все шансы в ближайшие годы здорово «перетрясти» весь рынок пусковых услуг.