• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
16.07.2023
Александр Березин
96
35 264

К Марсу на термояде? Как атомолеты могут совершить революцию в освоении Солнечной системы

5.6

В Британии планируют сделать термоядерный двигатель для полетов к Марсу, но отраслевые наблюдатели настроены, мягко говоря, скептически. Многолетние обещания «Роскосмоса» полететь к Марсу на ядерной тяге, к сожалению, почти наверняка не сбудутся. И все-таки у ядерных двигателей в космосе — большое будущее, только совсем не то, о котором говорят в английском стартапе или российском космическом агентстве. Naked Science разбирался в деталях.

©Wikimedia Commons / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Проблемы химических ракетных двигателей всем хорошо известны: они не могут выбрасывать топливо назад быстрее нескольких километров в секунду. Это значит, что для ускорения космических кораблей даже до первой космической скорости (выхода на низкую орбиту) им требуется по ~30 тонн топлива на тонну полезной нагрузки.

Несложно подсчитать, что для полета к Марсу и обратно без дозаправки практичную химическую ракетную систему не построить: ей придется весить и стоить немыслимо много, и даже тогда она сможет доставить на Марс и обратно всего пару человек — слишком мало для научных исследований. Именно поэтому мы исследуем ближайшую к нам планету в зоне обитаемости с помощью «автоматов», хотя прекрасно знаем, что найти там жизнь с их помощью будет нереально, даже если она там есть.

В связи с этим постоянно появляются заявления в стиле: химические двигатели бесперспективны, только ядерные носители позволяют освоить другие планеты. В свое время с такими тезисами отличился Дмитрий Рогозин, но и на Западе есть люди, высказывающие подобную точку зрения. Насколько она верна и правда ли, что британский стартап Pulsar Fusion может решить эту проблему, запустив термоядерный космический двигатель?

Межпланетное такси на дейтерии

Недавно британская компания Pulsar Fusion заявила, что к 2027 году построит демоверсию термоядерного двигателя длиной восемь метров. На выходе из него планируется разгонять раскаленную плазму до ~220 километров в секунду. Это в полсотни раз быстрее, чем у продуктов сгорания, вылетающих из химического ракетного двигателя.

Следовательно, такого топлива надо радикально меньше, чем химического, а долететь на нем до спутников Сатурна, уверены в стартапе, получится за пару лет (до ~1,5 миллиардов километров в год), а не за 10 (до 0,3 миллиардов километров в год), как на крупном корабле с химическими двигателями. Да и до Марса можно будет добраться за недели. Звучит хорошо, но есть пара смущающих деталей.

Камера удержания плазмы у Pulsar Fusion очень длинная, но узкая. При таких размерных ограничениях использование действительно мощных электромагнитов исключено, поэтому температурные и иные параметры плазмы в такой установке не могут быть достаточно высокими  / ©Pulsar Fusion

На сегодня главная особенность управляемой термоядерной реакции заключается в том, что для ее поддержания требуется как минимум в несколько раз больше энергии, чем удается от нее получить, причем это верно даже для минимально энергетически требовательной термоядерной реакции — слияния атомов дейтерия и трития. Поэтому, чтобы понять основательность Pulsar Fusion, нужно выяснить, откуда они собираются брать энергию на разогрев плазмы для своего термоядерного двигателя — и как вообще представляют его работу.

И здесь нас ждет большой сюрприз. Компания берется не за самый простой вариант термоядерной реакции (дейтерий + тритий), а за заметно более энергозатратный и сложный (дейтерий + гелий-3). А энергию для прогрева плазмы предполагается брать… из самих же термоядерных реакций, протекающих в этой плазме (в конструкции заложены средства отбора энергии у плазмы и ее преобразования в электрическую).

В этом месте люди с физическим образованием тянут руку к кнопке «закрыть браузер». И их можно понять: перед нами план имени Мюнхгаузена, предполагающего вытянуть себя за волосы из болота собственной же рукой. Поскольку энергетическая отдача термояда на сегодня меньше трат на него, поддерживать плазму горячей в реальном космическом двигателе не получится: вы не сможете отобрать энергию у того, что само производит в несколько раз меньше энергии, чем требует для работы.

Общая схема системы Pulsar Fusion  / ©Pulsar Fusion

Как же Pulsar Fusion планирует решить эту проблему? Никак: ни в одном из заявлений представителей компании не только не указываются пути ее решения, но и благоразумно не упоминается само ее существование. Разработчики говорят только о том, что планируют решать проблемы удержания плазмы. Вероятно, этим эзоповым языком они хотят сказать, что желают и снизить энергозатраты на ее удержание. Но вот снизить затраты на разогрев плазмы для реакции это точно не поможет.

Все это порождает загадку. Зачем вести бизнес на основе идеи, которая, исходя изо всего, что известно о термояде, нереальна? Вероятный ответ прост: компании надо как-то привлекать инвесторов.

Хорошо, с Pulsar Fusion все понятно. Но существуют ли в принципе какие-то ядерные или термоядерные двигатели, способные решить те же задачи: то есть быстро и недорого доставить людей на Марс, Титан и дальше?

На мегатонне — к звездам

Проект британского стартапа действительно нереален, потому что контролируемый термояд требует больше энергии, чем дает. Но еще в далеких 1950-1960-х физик британского происхождения Фримен Дайсон предложил абсолютно рабочий вариант термоядерного двигателя — пригодного даже для путешествия к звездам. Его работы велись в рамках американских госпроектов, финансируемых в том числе и NASA (проект «Орион»).

Плита на корме должна была быть достаточно толстой, чтобы не расплавляться при подрыве термоядерных зарядов за ней каждые сто секунд. Нужная для этого толщина вполне позволяла поглощать (не пропуская к кораблю) нейтроны и гамма-фотоны, возникающие при таких взрывах  / ©Wikimedia Commons

Для разгона космического корабля он предлагал использовать неконтролируемый термояд, а именно: мегатонные бомбы, примерно подобные мегатонной боеголовке современной ракеты Х-102 (правда, у Дайсона такая ЯБЧ весила тонну, в наши дни она в несколько раз легче).

Расчеты показали, что достаточно большая стальная кормовая плита с медным покрытием довольно легко переживет термоядерные взрывы близ нее и не расплавится, охлаждаясь за счет излучения в ИК-диапазоне. Если же покрыть ее частично испаряющимся при взрыве слоем графита, такая плита может быть сравнительно легкой.

В итоге у него вышло, что для путешествия к ближайшей звезде термоядерному кораблю нужно 300 тысяч мегатонных боеголовок — при общей массе корабля 400 тысяч тонн. При 10 тысячах тонн полезной нагрузки (меньше для столь дальнего корабля не имело смысла) он мог достичь альфы Центавра за 133 года при скоростях до 10 тысяч километров в секунду.

Стоимость такого проекта в долларах 2023 года — 840 миллиардов. На первый взгляд дорого: это целый годовой военный бюджет США. Дайсон полагал, что в ближайшее время такие проекты никого не заинтересуют. Однако в XXII веке, по его расчетам, ВВП человечества увеличится достаточно, чтобы эта сумма стала равна космическим бюджетам. Тогда-то, по его мысли, колонизация ближайших звездных систем и станет экономически посильной.

Варианты кораблей, прорабатывавшиеся в рамках проекта «Орион». У всех есть общие черты: крупная (не менее 10-20 метров) кормовая плита, поглощающая энергию термоядерных взрывов и передающая импульс кораблю, а также мощные амортизационные устройства, компенсирующие энергию термоядерного взрыва так, чтобы экипаж не получал слишком серьезных перегрузок  / ©Wikimedia Commons

Сегодня с учетом резкого снижения удельного веса термоядерных боеголовок мы можем оценить стоимость проекта ниже, чем это делал он. Однако в любом случае масштаб такого корабля слишком велик для имеющихся экономик. Но неужели же со времен Дайсона у нас не появилось новых идей, способных удешевить подобные проекты?

Скромность спасает флибустьера

В 1991 году американский инженер Роберт Зубрин задумался именно над этим вопросом. В соответствующей работе он отметил, что при всей технической несомненности проекта Дайсона, он уж слишком масштабен для наших дней.

Крайне сомнительными он счел и проекты ядерных ракетных двигателей типа NERVA (США) и ему подобных (сегодня мы знаем о советском ядерном ракетном двигателе похожей задумки). В них ядерное топливо было отделено от рабочего тела, выбрасываемого двигателем назад при движении. Это позволяло получать «чистый выхлоп», но означало очень низкую эффективность двигателя. Ведь температура, до которой можно нагреть истекающий газ, — тысяча-другая градусов (иначе придет конец теплообменникам). А даже ядерная реакция легко позволяет достичь намного более высоких температур. Следовательно, ЯРД такой компоновки давали лишь весьма малый выигрыш по скорости истечения рабочего тела. Настолько малый, что радикальных преимуществ перед химическими ракетами у ядерных ракетных двигателей не было.

Несмотря на большое разнообразие принципиальных схем ядерных космолетов, большинство из них имеют недостатки, делающие их непрактичными. Зубрин был одним из первых, кто четко показал: среди всех возможных схем действительно хороши лишь одна-две  / ©Wikimedia Commons

Поэтому Зубрин решил пойти принципиально иным путем. В его проекте ядерное топливо и выбрасываемое назад рабочее тело объединялись. Для этого он предложил использовать водный раствор (концентрацией до 30 процентов) весьма своеобразной соли — тетрабромида урана, обогащенного до 20 процентов по урану-235. Критическая масса для такой жидкости — не более десятков килограммов (и для ряда концентраций меньше).

Схема движущей части ядерной соленоводной ракеты из работы Зубрина 1991 года. Трубки (их стенки поглощают нейтроны) с водным раствором тетрабромида урана впрыскивают его в пространство сразу за соплом двигателя. Попадая туда, уран-235 получает массу, запускающую цепную реакцию. Интенсивность реакции не имеет ограничений: она может протекать с малой скоростью, как в мощном атомном реакторе, так и большой, как при маломощном ядерном взрыве (предельная мощность двигателя). Колоссальный (выше десятков тысяч градусов) подъем температур в зоне цепной реакции превращает соленую воду в плазму, летящую назад и двигающую ракету вперед. Выглядит просто, но сделать это вполне рабочим быстрее чем за десяток лет напряженной работы вряд ли получится  / ©Роберт Зубрин

Пока космический корабль выводится на орбиту и готовится к пуску, соленоводный раствор удерживается в трубках из карбида бора (возможен графит, но негорючий бор лучше на случай аварии при выводе корабля в космос на обычной ракете). Они отлично поглощают нейтроны и делают цепную реакцию невозможной. До запуска цепной реакции уран-235 (или плутоний) радиационно безопасны (уран спокойно берут руками во время работ с ним).

После запуска в открытом космосе водный раствор из трубок подается в камеру «сгорания», где начинается цепная реакция. За счет быстрого нагрева топливо почти мгновенно покидает камеру, и дает что-то типа «медленного» (но постоянного) ядерного взрыва сразу за соплом ядерного ракетного двигателя.

Взрыв испаряет воду, и разогретая до огромной температуры струя газов истекает с завидной скоростью — 66 километров в секунду. Это в полтора десятка раз лучше, чем у самых эффективных химических ракетных двигателей.


Анализ нескольких типов космических носителей из работы Зубрина. IMLEO — минимально возможная масса носителя на орбите. NSWR — это соленоводная ядерная ракета («двигатель Зубрина»), NTR и GCR — варианты тепловых ядерных ракет, на чем-то вроде советского ядерного ракетного двигателя РД-0410. NEP — это что-то вроде долго обсуждавшегося российского ядерного буксира, с реактором, питающим ионные двигатели (только в работе Зубрина мощности NEP в десятки раз больше, чем у российского проекта). Cryo — ракета с химическими двигателями (H2+O2). Легко видеть, что двигатель Зубрина по массе корабля самый скромный  / ©Роберт Зубрин

На первый взгляд на фоне «Ориона» это смотрится кисло — газы истекают в сотни раз медленнее. Но есть и огромные преимущества. Во-первых, это «постоянное ядерное горение», управляемое, а не взрыв. Соответственно, нет нужды в колоссальной отражающей плите большой массы, без которой от мегатонных вспышек за кормой не защититься. Такой корабль может быть крайне легким и компактным.

Скажем, для путешествия к Титану и обратно соленоводной ядерной ракете на четырех человек нужно всего 83,6 тонны раствора, в котором всего 3,34 тонны будут ураном-235. Для сравнения: первая загрузка каждого реактора Белорусской АЭС содержит 93 тонны урана-235. Да, он не будет таким же быстрым, как «Орион», но сможет достичь того же Титана (орбита Сатурна, до 3 миллиардов километров от нас) лишь за четыре года, а не за 10, как у крупного корабля на химических двигателях.

А как же быть с радиоактивным загрязнением — выхлоп-то как от ядерного взрыва? Зубрин отмечает, что при 66 километрах в секунду этот самый выхлоп надежно вылетит из Солнечной системы. И даже за ее пределами не сможет причинить никому вреда, потому что долетит до ближайшей звезды через пару десятков тысяч лет, когда продукты ядерного «горения» уже давно станут безопасны. Собственно, при том типе деления, который требуется в такой системе, продукты распада ее топлива будут практически безопасны уже через 500 лет.


Российский проект ядерного космического буксира, о котором много лет говорят в СМИ, имеет малые перспективы в реализации. Для действующего руководства «Роскосмоса», исходящего из ложной идеи, что строить надо только коммерчески оправданные носители, смысла в такой системе нет: ясно, что Маск за ее услуги платить не станет, а сами осваивать Марс руководители «Роскосмоса» традиционно не хотят. Если же они сменятся на кого-то, похожего на Королева (прекрасно понимавшего, зачем осваивать Марс), то он выберет не буксир с реактором и ионным двигателем, а ядерную ракету, вероятнее всего с двигателем Зубрина. Благо выброс ею раскаленных газов за корму решает проблему теплоотведения — одну из самых сложных у ядерного буксира  / © Wikimedia Commons

Следует понимать, что как инженер Зубрин исходно выбрал для проекта самые простые параметры, делающие его воплощение максимально несложным. При обогащении по урану-235 до 90 процентов скорость истечения продуктов поднимется до 4725 километров в секунду — очень близко к термоядерно-бомбовому «Ориону» Дайсона. Небольшой разведывательный зонд массой 300 тонн с таким двигателем Зубрина достиг бы альфы Центавра за 120 лет.

Естественно, что с такими параметрами путешествие к Титану из четырехлетнего сразу становится примерно годичным. Марс и вовсе оказывается в недельной досягаемости.

Разработчик подчеркивал, что возможности двигателя позволяют использовать как «корабль» богатый водным льдом астероид. При его исходной массе 30 тысяч тонн (диаметр в десятки метров) и всего 7500 тоннах завезенного урана (~1 процент от количества уже добытого урана, хранящегося в России сегодня) такой микроастероид может достичь альфы Центавра за 60 лет, благо экономить воду (получаемую на нем самом) ему, в отличие от разведывательного зонда, не придется.

Сегодня известно, что множество малых астероидов содержат немало льда. Однако действительно ли это самый практичный корабль для полета к другой звездной системе? В конце концов воду можно доставлять с астероида и на обычный большой корабль, собранный в космосе, а размещать там людей явно будет удобнее, чем на 40-метровом шаре из щебня и льда  / ©Wikimedia Commons

Очень важный момент — соленоводный ядерный двигатель Зубрина имеет такие энергетические параметры, которые позволяют поддерживать в корабле постоянный искусственный аналог силы тяжести в диапазоне 1-4 G. Химические ракеты на такое в принципе не способны.

А ведь именно нулевая гравитация (и вовсе не радиация) — главный враг космонавта, не позволяющий ему находиться в космосе дольше пары лет. Если этот срок превысить, потеря мышечной и, главное, костной массы от недостатка нагрузки превысит 20 процентов, после чего успешная повторная адаптация человека к земной гравитации маловероятна. Таким образом, двигатель Зубрина позволяет решить ключевые проблемы любых путешествий в Солнечной системе.

Ведь при такой ничтожной массе топлива, что ему нужно, космический корабль сможет предоставить своему экипажу и постоянный аналог силы тяжести, и любую нужную защиту от космической радиации. И главное — способность достичь хоть Плутона за разумные сроки.

Почему ядерный космолет означает революцию в колонизации Марса

Освоение Марса с двигателем Зубрина приобретает черты не эпического античного приключения, как у Илона Маска с его «Старшипами», а вполне практичного мероприятия. В самом деле: чтобы можно было отправить к Марсу «Старшип», он должен иметь массу 1420 тонн, из которых 1200 тонн — топливо.

А корабль с двигателем Зубрина при такой же полезной нагрузке потребует не более десятка тонн топлива (если использовать малое обогащение урана) или считанных тонн (если высокое). То есть весить он будет чуть больше 300 тонн. Соответственно, требуемая конструкция будет куда легче и меньше. Дозаправлять ее жидким метаном и кислородом по 10-12 раз (для полной заправки баков перед полетом к Марсу) будет явно не нужно.

Но это только начало преимуществ атомолета над химолетом Маска, по принципиальной схеме слабо отличимого от корабля из нержавейки, который некогда угнали Незнайка и Пончик. Дело в том, что «Старшип» сможет долететь до Марса и обратно за цикл не менее двух лет. Просто потому что Марс «встает» напротив Земли раз в два года (тогда расстояние между ними 56 миллионов километров). А если начинать полет в другое время, он будет слишком уж долгим — ведь дистанция при этом растет вплоть до 401 миллиона километров.

Ничего подобного для ядерного космолета нет. С его скоростью он может за считанные месяцы пролететь и 401 миллион километров, причем даже быстрее, чем «Старшип» пролетит 56 миллионов километров, случающиеся раз в два года.

Когда Марс оказывается по дальнюю сторону от Солнца относительно Земли, расстояние между ними может превысить 400 миллионов километров. Химическая ракета в такой момент туда не полетит: топлива не хватит. Ей приходится ждать максимального сближения до 56 миллионов километров. Ядерные корабли для открытого космоса могут летать в любое время, а не только в «окно» раз в два года  / ©Wikimedia Commons

Следовательно, один атомолет не только будет раз в пять легче и дешевле, чем один «Старшип», но еще и сможет заменить около десятка «Старшипов» по количеству грузов, доставляемых в единицу времени. По расчетам того же Маска, создание самообеспечивающейся колонии на миллион человек на Марсе потребует 100 миллионов тонн грузов, доставляемых на околоземную орбиту каждый год. Это миллион рейсов «Старшипов» ежегодно. Всего, получается, нужно все время содержать флот из как минимум тысячи постепенно заменяемых «Старшипов».

А атомолетам Зубрина не надо доставлять на орбиту топливо для дозаправки кораблей, идущих к Марсу. Точнее, надо, но не химическое и десятками миллионов тонн в год, а ядерное+воду, отчего лишь сотнями тысяч тонн в год. Разница в транспортных издержках сразу падает не меньше, чем в полсотни раз — и это мы даем расчеты для далеко не самых продвинутых вариантов двигателя Зубрина.

По сути, Илон Маск планирует достичь Нового Света (в данном случае — мира) на аналоге каравелл и каракк Колумба. «Санта-Мария» предприимчивого генуэзца была 200-тонным суденышком, где экипаж спал на верхней палубе (потому что больше негде: места нет), бок о бок. Излишне говорить, что на таком разумно только высаживаться в Новом Свете, но никак не колонизировать его. Для колонизации же в XVI веке сделали громадные галеоны водоизмещением до двух тысяч тонн и с нормальными каютами.

Атомолеты Зубрина — современный аналог галеонов. Колонизировать новый мир можно и на каравеллах с химическими двигателями, но стоить это будет безумно дорого, и времени займет очень много.

Что мешает ядерным космолетам победить химические

Плюсы ядерного двигателя в космосе так очевидны, что возникает вопрос: почему их никто не разрабатывает? Ведь Зубрин прав: несмотря на то что его двигатель, по сути, медленно горящая ядерная бомба, как раз как боевую бомбу его нельзя ни использовать, ни классифицировать юридически. Значит, никакие договоры ее не ограничивают.

По топливу ограничений тоже нет: как здраво отмечает разработчик, быстрые ядерные реакторы могут нарабатывать плутоний-239, которые как топливо для корабля Зубрина даже лучше урана-235. Между тем сырья для получения плутония-239 — то есть урана-238 — на Земле уже добыто сильно за миллион тонн. Не то что корабли до Марса — небольшие астероиды с экипажем к альфе Центавра можно отправлять.

Главная проблема, из-за которой все это никто с 1991 года не разрабатывал, проста. Она ровно та же, почему до самого недавнего времени никто даже не рассматривал другое предложение Зубрина: добычу метанового топлива на самом Марсе.

Илон Маск с удовольствием взялся бы и за ядерный ракетный двигатель, потому что из 100 миллионов тонн, которые требуется вывести на орбиту при колонизации Марса «Старшипами», более 90 процентов — химическое топливо для дозаправки на орбите отправляемых к Марсу кораблей. В случае использования двигателя Зубрина эта доля может быть ниже 10 процентов, то есть вместо сотни миллионов тонн в год на орбиту пришлось бы вывести лишь 10 миллионов тонн  / ©Twitter

Да, без такой добычи осмысленная высадка на Красной планете невозможна, потому что топлива и для посадки, и для возвращения с нее с Земли не прихватить. Но только кому вообще было нужно лететь на Марс? Вернемся в реальный мир: типичный политик не понимает, зачем нужно лететь на другую планету. Вы можете ему сказать, что там, с высокой вероятностью, есть жизнь и открытие ее там перевернет земную науку. Вот только политику это немного до фонаря: он о науке думает только тогда, когда очень прижмет.

Можно сообщить политику и ту простую истину, что «однопланетные виды не выживают», и наличие самоподдерживающейся колонии на другой планете резко поднимает шансы человечества на длительное существование. Но, сказав это, вы опять увидите в глазах типичного политика лишь пустоту и непонимание. Он просто не мыслит такими категориями, как человечество и его выживание: ему бы самому до выборов дожить. Что там будет через сто или тысячу лет, далеко за гранью его интересов.

Не удивительно, что концепция Зубрина «делать топливо для возвращения с Марса на самом Марсе» всерьез заинтересовала только Илона Маска. Мальчик, к 12 годами прочитавший из интереса всю «Британнику», став взрослым, хорошо понимает про выживаемость однопланетных видов или про важность открытия внеземной жизни. Знает и про то, что текущие технические возможности человечества уже позволяют терраформировать Марс. Естественно, что на таком фоне идеи Зубрина для него крайне актуальны.

Но вот взяться за его атомолет Маск не мог. Американские законы в ядерной области, мягко говоря, консервативны. Плутоний вообще запрещено перерабатывать, любые работы с ядерными двигателями потребуют такого длительного лицензирования и такого набора разрешений, что глава SpaceX до их получения имел бы все шансы просто не дожить. Поэтому он и взялся за каравеллы: галеоны космического века для частной компании в США в принципе недоступны. Государство замучает.

Так все-таки: полетим ли мы на Марс на ядерном пламени?

Даже отправить каравеллу на ближайшую планету в зоне обитаемости очень сложно. Вряд ли у Маска это получится ранее 2030-х годов, и пока даже не ясно, какой именно их половины. Но вот если это у него получится при его жизни, то кое-что, с высокой вероятностью, прогнозировать все-таки можно.

Во-первых, с вероятностью выше 50 процентов на Марсе откроют простейшую жизнь. Это очевидно из того набора данных, которые мы имеем о Марсе уже сегодня. Открытие такого рода создаст некоторую гонку престижа в вопросах изучения Красной планеты среди национальных космических агентств. Большинство — кроме Китая — для такого изучения будут покупать рейсы у SpaceX, потому что своих носителей со сравнимыми возможностями ни у кого нет.

Метан в атмосфере Марса регистрируется марсоходами только у самой поверхности: уже спутники с орбиты не могут надежно зарегистрировать его. Большинство непротиворечивых гипотез, объясняющих такую картину, требуют участия либо древних, либо современных микробов  / ©Wikimedia Commons

Китай и, возможно, Россия (в зависимости от дальновидности тех, кто будет ее возглавлять) при этом окажутся в сложной ситуации. Маск явно как минимум попытается начать терраформирование, при этом на Марсе сложится правовой аналог Дикого Запада: кто успеет поставить базу вот здесь, тот и будет на эту зону претендовать. Ясно, что в такой ситуации хорошо бы получить средства колонизации лучше, чем «каравеллы» от SpaceX.

И самым очевидным путем обогнать первопроходца будет именно ядерный «галеон». Россия и Китай, в отличие от США, обладают быстрыми реакторами (натриевых типов), позволяющими быструю наработку больших объемов чистого плутония-239 оружейного качества — идеального материала для соленоводной ракеты Зубрина. Еще Россия и КНР обладают существенным и пока нарастающим отставанием от химических ракет Маска. Добиться тех же результатов по ним они смогут лишь с отставанием в годы.

Разумеется, садиться и взлетать с планет на струе ядерного выхлопа никто не планирует. Поэтому «Старшипу» при колонизации Марса работы тоже хватит: он будет припортовым буксиром, подтягивающим грузы для ядерных кораблей открытого космоса / ©Wikimedia Commons

В такой ситуации вполне разумно попытаться создать носитель, выводимый в космос на собственном аналоге «Старшипа», но затем летящего от земной орбиты к Марсу и обратно на ядерном двигателе. Способность заменить одним атомолетом сразу полсотни «Старшипов» действительно дает шанс опередить соперников даже при серьезном исходном отставании от него в области химических ракет.

Вопрос только в одном: когда именно у госкосмоса (для частников настолько «атомный» проект явно недоступен) России или Китая возникнет понимание того, что это необходимо, сопряженное со знанием о двигателе Зубрина?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

24 апреля
Юлия Трепалина

Американские ветеринары на протяжении года следили за домашними собаками, которых перевели на веганскую диету. О том, как сбалансированное растительное питание повлияло на здоровье животных, ученые рассказали в недавно вышедшем исследовании.

Позавчера, 11:07
Редакция Naked Science

Ты Достигарий, Стронций или Свершениум? Пройди тест и узнай, какой ты элемент из таблицы НейроМенделеева. Если ответишь на все семь вопросов, сможешь получить подарок лично от учёного.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Позавчера, 11:07
Редакция Naked Science

Ты Достигарий, Стронций или Свершениум? Пройди тест и узнай, какой ты элемент из таблицы НейроМенделеева. Если ответишь на все семь вопросов, сможешь получить подарок лично от учёного.

24 апреля
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования изучили геномы людей, живших на территории Аварского каганата времен его расцвета, и составили их родословные.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

[miniorange_social_login]

Комментарии

96 Комментариев

-
0
+
Объясните, почему в расчетах про Титан берется расстояние в 3 млрд км, когда оно вдвое меньше? Вообще не понятные цифры, хотя расчеты вроде элементарнейшие. Даже если взять расстояние 3 млрд км, при скорости 66 км/с КК покроет его менее, чем за полтора года, а не 4.
    Александр
    06.10.2023
    -
    0
    +
    "до 3 миллиардов километров от нас)" -- это потому, что когда Сатурн с другой стороны от Солнца, то до Титана 3 млрд км. Учитывая длину сатурнианского года, ждать сближения не всегда разумно. "Даже если взять расстояние 3 млрд км, при скорости 66 км/с КК покроет его менее, чем за полтора года, а не 4." Расчеты для торможения у Зубрина вовлекают серию маневров близ Сатурна, которые могут занять время. Если без маневров, то да, года за два можно справиться -- но топлива придется потратитьь больше.
Вячеслав
07.09.2023
-
0
+
Единственный реально работающий ядерный двигатель сделал СССР. Это РД0410. Этот двигатель практически довели до ума, но до Горбачева его не успели реально использовать, а при Горбачёве проект закрыли в 1988 году. Кстати, говорят, что примерно же в это время закрыли работы по другому амбициозному проекту: ядерному взрыволету "Астра".Но то, что проект реально существовал поручиться не могу. Всё на уровне слухов. А вот РД-0410 - это реально. Тяга 3.5 тонны, удельный импульс 900 с. Это примерно более, чем в 3 раза превышало импульс химических ракет.
-
0
+
Господа новые капиталисты, а может вы сначала на Луне попытаетесь присесть, а то что-то у вас плохо в прошлый раз получилось... У индийцев поучитесь, у папуасов... Смотрю амбиций много, а знания про@рали, как советское образование, и что-то пырхаетесь, громкие звуки издаете, кстати, этому вы за 30 лет хорошо научились. Вы ничего создать стоящего не можете, кроме как у Китая брать, да народ нагревать. А, ну да, ещё законы под себя, любимых, стряпать. Барыги на плачущей матушке России. Хапать не устали? 1000 лет пыхтеть собрались? Молчите уж в тряпку, космонавты бизнеса.
Автор как-то малость забывает, некоторые очевидные вещи. Старшип всё равно безусловно потребуется и в больших количествах. Потому, что выводить ПН на орбиту, равно, как и доставлять грузы на поверхность Марса больше нечем. Второй, упускаемый из виду важный момент - экономический. Извините, сколько стоит уран?)) Если автор хочет, чтобы его ядерная ракета за две недели достигала Марса, то, при уи в 66 км/сек топлива потребуется ок. 1000 тонн (на 200-тонный корабль). В нём будет ок. 40 тонн урана-235. Его стоимость - ок. 1 млрд долл. Это ставит крест на всякой экономической обоснованности использования такого двигателя. Как вариант его можно использовать на VIP-бортах для каких-нибудь олигархов и арабских шейхов.
    Александр
    09.08.2023
    -
    0
    +
    "Автор как-то малость забывает, некоторые очевидные вещи. Старшип всё равно безусловно потребуется и в больших количествах. " С чего вы взяли, что автор это забывает? Ни в каком месте текста выше этого точно нет. "Второй, упускаемый из виду важный момент – экономический. Извините, сколько стоит уран?)) Если автор хочет, чтобы его ядерная ракета за две недели достигала Марса, то, при уи в 66 км/сек топлива потребуется ок. 1000 тонн (на 200-тонный корабль). " Во-первых, ракета не моя, во-вторых, две недели необязательно 4-6 тоже вполне приемлемы. Тысяча тонн урана для перелета НОО -- Марс заведомо не нужно. "В нём будет ок. 40 тонн урана-235. Его стоимость – ок. 1 млрд долл" Все верно, не считая огромной ошибки в требуемом количестве урана в ваших расчетах. "Это ставит крест на всякой экономической обоснованности использования такого двигателя." При расчетах с такой грубой ошибкой крест будет стоять на любом двигателе. Но я вам помогу, процитирую то место из текста, где видно, что реальная ситуация по урану совсем другая: "Скажем, для путешествия к Титану и обратно соленоводной ядерной ракете на четырех человек нужно всего 83,6 тонны раствора, в котором всего 3,34 тонны будут ураном-235" Титан сильно дальше Марса, корабль туда (см. ссылку на расчет Зубрина) нужен будет не легче, чем на Марс. И все же, достаточно в 300 раз меньшего количества урана, чем вы насчитали. И вот уже стоимость топлива упала до 33 млн долларов -- то есть ниже, чем стоимость топлива для полета к Марсу на Старшипе (см. число дозаправок на орбите для такого полета).
Вадим Н
26.07.2023
-
1
+
и да, умиляет пребывание в иллюзиях о том, что Россия все еще "космическая держава"... Рассуждения о том, что неплохо бы начать проект, очень похожи на детские рассуждения о том, где живут зубные феи. удел РФ ближайшие десятилетия - непилотируемые спутники, в основном связи. ВСЁ!!!
    Александр
    26.07.2023
    -
    0
    +
    "и да, умиляет пребывание в иллюзиях о том, что Россия все еще "космическая держава" А меня умиляет ваша иллюзия о том, что страна, занимающая третье место в мире по числу пусков не является космической державой. Как вы видите, каждому свое. "Рассуждения о том, что неплохо бы начать проект, очень похожи на детские рассуждения о том, где живут зубные феи. удел РФ ближайшие десятилетия - непилотируемые спутники, в основном связи. ВСЁ!!!" Простите, вас не беспокоят факты, которые заключается в том, что Россия вполне запускает в космос людей? А, да, она же у вас уже не космическая держава, то есть факты вас не беспокоят, у вас и их, и аргументы заменяет капслок и три восклицательных знака. Понял.
Вадим Н
26.07.2023
-
0
+
Очень странные рассуждения об энергетическом балансе. Вы рассуждаете так, словно речь о генераторе. Но на самом деле речь о разгоне плазмы. Кто вам сказал, что при этом энергетический баланс должен быть положительным? Он априори обязан быть отрицательным. Именно поэтому стартап и не упоминает эту "проблему", подразумевая, что читают их материал понимающие люди. Где же это видано, чтобы КПД двигателя было более 100%? Вы меня расстроили...
Юрий Жук
25.07.2023
-
0
+
А зачем тогда строят ITER?????
nemoXX
25.07.2023
-
0
+
Всё верно! Пилотируемой миссии на Марс нужно лететь на корабле с ЯРД. При чем, именно "на атомном пламени", а не на ЯЭУ, питающей ионники или плазменные движки. Старшипы будут полезны в виде неспешных грузовиков, выводящих грузы на НОО и/или транспортирующие их на Луну и Марс. При чем, на Марс - заранее, до прибытия астронавтов. Пилотируемый КК должен нести только посадочный модуль ( и то, не факт) и припасы на перелет. Его задача - доставка людей к Марсу на высокой скорости в трудо- и жизнеспособном состоянии. На Марсе астронавтов должен ждать реактор, оборудование, припасы, защищенное убежище и ровер(ы). Обывательскую глупость "зачем лететь на Марс" оспаривать смысла нет: обывателям там делать нечего и не ими будет приниматься подобное решение.
    Вячеслав
    07.09.2023
    -
    0
    +
    Ионные двигатели на с ЯЭУ доставит до Марса быстрей, чем ядерный двигатель по той простой причине, что скорость истечения рабочего тела т в ЯРД 8-30 км/сек. Скорость истечения рабочего тела ионного двигателя 50 км/ сек. Для сравнения: максимальная скорость истечения ЖРД 2.7-4.5 км/сек
    +
      ещё комментарии
      roussanovrus@yahoo.com
      12.09.2023
      -
      2
      +
      Понимаю, о чем вы. Только на ЯРД вы получите бОльшее ускорение, раньше достигнув 8-30 км/сек. Для ионника, получение скорости 50 км/сек означает наличие мощного ( и не легкого) ядерного реактора в качестве источника энергии + генератор для ее преобразования в электричество. Соответственно, с меньшим ускорением. Получение ядерного "выхлопа" для создания реактивной тяги, особенно, согласно идеям Р. Зубрина - выглядит на данном этапе более простым решением. Не случайно, американцы, создавшие VASIMR, заговорили о необходимости разработки ЯРД. И это при том, что связка 10-11 VASIMR при наличии на борту источника энергии 10+ МВт, по расчетам обеспечит перелет на Марс за 3 месяца.
Ilya Chashev
19.07.2023
-
0
+
Занимательная статья, но как же недостатки у двигателя Зубрина? Будь все так гладко, уже бы наверняка были бы какие-нибудь наработки по этой теме , кроме статей в научпопе
    Александр
    19.07.2023
    -
    0
    +
    Главный его недостаток -- тот же, что у Фау-2 в 1941 году. То есть он в том, что тут пока еще ничего кроме расчетной части нет -- работать надо много. "Будь все так гладко, уже бы наверняка были бы какие-нибудь наработки по этой теме , кроме статей в научпопе" Ну, собственно, цитируемая статья Зубрина вышла далеко не в научпопе, но сам ваш вопрос интересен. Действительно, почему? Ответ на него примерно такой: концепция многоразового ракетодинамического носителя из нержавейки описана даже в "Незнайке" (и в космической отрасли многоразовые ракетодинамические носители тоже предлагались не раз еще с тех же 1960-х). Но первая попытка построить его в железе полноразмерно началась всего пять лет назад. Почему? Причина -- та же, что с двигателем Зубрина. Часть ответа есть в тексте выше: в США законы в смысле ядерных материалов такие, что частники такими двигателями заниматься не могут, а у американского государства нет людей, которые бы хотели этим заниматься. В остальном мире разработкам по таким двигателям мешало то, что никто до Маска никаких практических шагов к началу действительно дальних пилотируемых полетов не прилагал -- не понимал, зачем (см. известное высказывание Рогозина "надо еще разобраться, зачем лететь на Луну и Марс"). Двигатель Зубрина для разработки и доводки потребует десятка лет и не менее десятка миллиардов долларов. Конечно, это дешевле, чем Старшипы, но, как следует из моего общения с представителями российской космической отрасли и отслеживания ситуации на Западе, даже в то, что Старшип реально получится с ожидаемыми SpaceX параметрами множество работников госкосмоса -- что в НАСА, что у нас -- все еще не верят. Вот когда они в него поверят -- то есть. после начала таких полетов -- тогда интерес к двигателю Зубрина может и появиться. Раз уж все равно большие деньги на дальние полеты тратить -- то разумнее снизить эти траты ядерным двигателем.
-
-2
+
Напрягают больше не вероятности существования жизни на марсе, а очередные сопливые истории о гениальном мальчике Илоне и бестолковых политиках которым что то нужно объяснять. Давайте Россию возьмем, объяснили мы все Володину к примеру. И что? А ничего(все знают как он решения принимает)? А Рогозин что не политик? А он сам вроде за и объяснять не нужно. Вот Миллеру, Абрамовичу и т. п. можно и объянить попытаться, ток у ни х интерес заведомо другой. Так что не в политиках дело и не в гениях. Достаточно почитать переписку Хрущева с Королевым что бы понять что Королев лекций никому не читал, желание было обоюдным. Ну или если не убедительно то попытайтесь найти приказ Сталина о создании комиссии для изучения возможности космического полета от 1946 года, там Королевым вообще не пахло, но тогда все и начиналось. А оно ему надо было те полеты да еще в 46-м? Вообщем, в чем-то другом дело.
Drt Fd
17.07.2023
-
-2
+
"Многолетние обещания «Роскосмоса» полететь к Марсу на ядерной тяге, к сожалению, почти наверняка не сбудутся. " после этой бредятины читать дальше можно лишь ржа как лошадь над статейкой ну да ну да. куда там рюские какие то токамаки придумали какая то там первая космическая держава то ли дела БРРРИТАНИЯ ДООООО щас тяп ляп и ядерная ракета до марса вопрос какую коноплю курят авторы статьи и не растет ли у авторов чуб случайно под кепкой если серьезно то единственный адекватный ядерный буксир готов будет у нас "Российский проект ядерного космического буксира, о котором так много лет говорят в СМИ, имеет малые перспективы в реализации. " дада практическое готовое в металле - неее ТО ЛИ ДЖЕЛО ВЕЛИКЫЯ КОСМИЧЕСКАЯ брррританская ИМПЕРИЯ уххх они не смогли запсустить спутник на своей ракете но на ТЕРМОЯДЕ прям завтра про бредни насчет маска тоже молчу по поводу буксиров таки да он будет у нас но он доставляет только грузы. ибо радиация. ну автоматические станции по добыче ископаемых и повезет.
    Александр
    17.07.2023
    -
    1
    +
    Вы не пробовали читать то, что комментируете? Видимо нет, поэтому информирую: в тексте выше показывается, что у британского стартапа шансов вообще ноль. Не стоит путать патриотизм с идиотизмом, уважаемый. Объективно, у проекта ядерного буксира Роскосмоса перспектив серьезных нет. Но по причинам чисто технического характера, а не там, которые вам в тексте померещились. "если серьезно то единственный адекватный ядерный буксир готов будет у нас" В тексте вполне ясно показано, почему этого не случится: современная концепция ядерного буксира "Роскосмоса" просто непрактична.. "по поводу буксиров таки да он будет у нас но он доставляет только грузы. ибо радиация. ну автоматические станции по добыче ископаемых и повезет." Радиации за ядерным космическим кораблем меньше, чем от обычных космических лучше, т.к. там теневая защита у всех проектов.
    Вячеслав
    07.09.2023
    -
    1
    +
    Ну и зачем заниматься фиглярством? После Луны-25( в девичестве Луна-глоб), разработка которой началась а 2005 году, а дата запуска переносилась многократно, я бы на Вашем месте так не прыгал. И причём тут Британия? Давайте не будем трогать метрополию. Достаточно космических достижений её бывшей колонии - Индии.
Paidamart
17.07.2023
-
0
+
Шикарная статья! Березин в ударе! 👍👍👍👍 Прям настроение поднялось! Я понятия не имел о проектах таких мощных и эффективных двигателей как двигатель Зубрина. Значит для нас не все потеряно. Очевидно что такие супер сложные проекты нужно осуществлять всем миром предварительно забыв все глупые раздоры и остановив все идиотские войны. Нам нужна консолидация умов всего мира а также все научно-технические ресурсы всего мира. Стоит ли говорить что сделать это будет куда легче если все ключевые государства будут живить в мире и выгодном партнёрстве а не когда все обстоит так как сейчас.
    Сергей
    17.07.2023
    -
    0
    +
    "Если долго-долго смотреть на полный месяц, можно разглядеть там целых двух человек в довольно интересном положении. Один поднял другого на вилы и задумался: брякнуть оземь или еще так подержать? ... Кто эти двое - в точности не известно, хоть некоторые и утверждают, что родные братья, чего-то там не поделившие. Таким образом, боги постоянно напоминают людям, какие они, человеки, сволочи: двое всего останутся, и то между собой передерутся. "
-
0
+
если кто-то хочет больше узнать про установку из тайтла (которую автор скоропостижно презрел), в https://habr.com/ru/articles/743732/ было расписано более подробно. вообще малая установка уже давно собрана и проходит испытания, новая коалиция обещает лишь соптимизировать результаты до прикладного и коммерческого уровней.
    Александр
    17.07.2023
    -
    0
    +
    Автор "презрел" ее не просто так, а потому, что такая установка заведомо неработоспособна как космический двигатель. В тексте вполне пояснено, почему. "новая коалиция обещает лишь соптимизировать результаты до прикладного и коммерческого уровней." Это технически невозможно, повторюсь. Именно поэтому ни прикладного, ни коммерческого уровня у нее и не будет.
    +
      ещё комментарии
      -
      1
      +
      "пояснено" личным необоснованным заблуждением автора. весь этот абзац > Как же Pulsar Fusion планирует решить эту проблему? Никак: ни в одном из заявлений представителей компании не только не указываются пути ее решения, но и благоразумно не упоминается само ее существование. Разработчики говорят только о том, что планируют решать проблемы удержания плазмы. Вероятно, этим эзоповым языком они хотят сказать, что желают и снизить энергозатраты на ее удержание. Но вот снизить затраты на разогрев плазмы для реакции это точно не поможет. якобы "поясняет", хотя отталкивается от сырых и ложных предположений, выдаваемых за истину. но Вы никак не источник истины, ни для кого; а лишь человек, хоть и не глупый, но с надменным всезнайством, не способный признать свою ошибку или заблуждение. что будет, если взглянуть на (достаточно подробную) презентацию DFD, которые уже 10 лет (? точно не помню) разрабатывают и тестируют данную установку? там наглядно показано, как и почему. а этот бред ещё насчёт невозможности установки мощных тороидальных электромагнитов на длинную узкую сигару - это откуда вообще? кто Вам такую чушь сказал? при этом действительно мощные ЭМ там только на концах бутылки, остальные ЭМ вдоль бутылки в общем и не нужны, но ими удобно корректировать конфигурацию поля "на лету". разогревать плазму "насильно" не нужно, как и не нужно как-то сложно удерживать её - в бутылке холодные частицы просто не имеют достаточно энергии, чтобы её покинуть, и вынуждены циркулировать, всё больше разогреваясь и устремляясь к центру, где уже и происходит термоядерная реакция, а горячие частицы устремляются к горлышку бутылки и покидают её. и это гениально в своей простоте и эффективности. это почти так же, как шарик в струе, который не может самопроизвольно преодолеть барьер между внутренней и внешней средами. найдите время внимательно ознакомиться с принципами технологии, которую обесцениваете двумя ничего не значащими фразами. ведь кто-то верит Вашим статьям!
        Александр
        18.07.2023
        -
        1
        +
        "якобы "поясняет", хотя отталкивается от сырых и ложных предположений, выдаваемых за истину. но Вы никак не источник истины, ни для кого; а лишь человек, хоть и не глупый, но с надменным всезнайство" Здесь сейчас у нас происходит следующее: вы а) или показываете, что этот абзац из текст неверен б) или приносите извинения, потому что это прямое оскорбление с вашей стороны. Если что: вы выше не показали ошибочности тезисов. То, что вы не понимаете, почему в узкую сигару нельзя установить электромагниты уровня ITER -- это не опровержение тезисов автора, простите. Ибо это очевидно в принципе любому, кто вообще интересовался термоядерными реакторами. Что будет доказательством? Ну, например, ссылка на научную работу показывающую реальность заявленных параметров установки DFD. Или пример экспериментального зажигания реакции по такому типу с общими затратами энергии у установки меньшими, чем получаемый энергетический выход термоядерной реакции. Да, я знаю, что таких научных работ не существует, как и экспериментов. Однако, чтобы опровергнуть мысль из этого абзаца -- нужны именно они. Благо доказывать, что какие-то схемы работают хотя бы в принципе без обоснований в виде работ или экспериментов -- невозможно. Ваши слова без ссылок -- не помогут.
    Иван
    18.07.2023
    -
    0
    +
    Первые же два комента к статье на хабре - "чем запитать сильнейшие электромагниты" и "как охлаждать будете".
    +
      ещё комментарии
      Александр
      18.07.2023
      -
      0
      +
      И даже эти вопросы я бы назвал преждевременными. Та схема, которую использует установка, в принципе пока не показала возможности достижения термоядерной реакции с энергозатратами меньше энерговыхода. Пока не показала даже в научной работе -- не то что экспериментально. То есть, она от реализации дальше, чем энергетические проекты термоядерных реакторов.
        -
        0
        +
        пруф?
          Александр
          18.07.2023
          -
          1
          +
          Пруф на что? На то, что у DFD не был достигнут энерговыход, превышающий затрат? Вы никогда не слышали про чайник Рассела? Пруф на несуществование чего-либо в науке и технике не требуют. Требуют пруф на существование чего-либо. Так вот: пруф на то, что у DFD такое было достигнуто -- не существует. Считаете иначе? Ну так приведите его. Не можете? Что и требовалось доказать.
            -
            0
            +
            > Ну так приведите его. Не можете? Что и требовалось доказать. типа, мне нужно было между этими строками успеть вставиться? классический Березин. сам-себе всё доказал. в официальных публичных документах PPPL по DFD есть все расчёты энергетического и кинетического выхода энергии по топливу на различных изотопах, по энергетическим расходам основных узлов установки, с учётом, конечно же, потери энергии за счёт "отстрела" нейтронов. эти расчёты показывают, что такая установка в принципе может работать с заявленными характеристиками. но Березин говорит: "к Титану ещё не полетела - значит, в принципе такой концепт работать не может". странно, что Березин до сих пор не возглавляет какой-нибудь Роскосмос.
              Ilya
              19.07.2023
              -
              2
              +
              Милсдарь, термоядерный синтез с положительным выходом энергии смогли обуздать лишь звёзды, жалким человекам на это потребуется еще много времени, ну а реализации оного в ракетном двигателе ждать ещё ни одно десятилетие
              Александр
              19.07.2023
              -
              0
              +
              "в официальных публичных документах PPPL по DFD есть все расчёты энергетического и кинетического выхода энергии по топливу на различных изотопах, по энергетическим расходам основных узлов установки, с учётом, конечно же, потери энергии за счёт "отстрела" нейтронов. эти расчёты показывают, что такая установка в принципе может работать с заявленными характеристиками." Но ссылки на эти расчеты вы показать не можете -- в отличие от ссылок на работу по двигателю Зубрина, которую я вполне привел в тексте выше. "У нас есть такие приборы... Но мы их вам не покажем!" Как ожидаемо.
                -
                0
                +
                как ожидаемо, что Вы не знаете, где искать научные и технические статьи ;р вот статья самого Коэна от 2017 -- https://arc.aiaa.org/doi/pdf/10.2514/6.2017-5276 вот свежий и довольно подробный анализ состояния проекта -- https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0094576523000632 (и под сотню ссылок на оригинальные источники - под статьёй)
                Александр
                19.07.2023
                -
                0
                +
                Извините, но это пустые слова. Ни в одной из приведенных вами работ нет утверждения о том, что имеющиеся схемы DFD позволяет получать больше энергии от термоядерного синтеза. чем тратить на него. Я знаю это, потому что читал их до того, как написать этот текст. И вы бы знали -- если бы их прочитали до того, как писать данный комментарий. "(и под сотню ссылок на оригинальные источники - под статьёй)" И во всех этих ссылках тоже нет таких утверждений. Ни одного. И вы сами это знаете -- почему и не привели ни одну цитату такого рода оттуда. Там пока нет даже термоядерного синтеза -- только попытки нагрева плазмы. То есть в смысле проработанности подход дальше от реализации, чем токамаки были полвека назад. Иными словами, вы попытались подтвердить вашу позицию ссылками, которые расходятся с вашей позицией.
                -
                0
                +
                это бесполезно ( цифры Вы видели, теоретические выкладки, подтверждающие, что эта схема прямоточного двигателя способна давать кинетической и тепловой/электрической энергии больше, чем требуется на "розжиг" - тоже. как минимум два тестовых стенда выдавали необходимые параметры для кратковременного розжига. но продолжаете утверждать, что схема неработоспособна в принципе, потому что до сих пор нет стабильного поддержания плазмы. хотя в статье со свежим анализом состояния проекта недвусмысленно перечисляются текущие *технические" проблемы (с которыми и планирует помочь новая коллаборация). не вижу смысла распинаться тут дальше.
                Александр
                20.07.2023
                -
                0
                +
                @это бесполезно ( цифры Вы видели, теоретические выкладки, подтверждающие, что эта схема прямоточного двигателя способна давать кинетической и тепловой/электрической энергии больше, чем требуется на “розжиг” – тоже@ Таких цифр и выкладок ни в одной приведенной вами арботе нет, и вы сами это прекрасно знаете. Почему и не привели ни одной цитаты такого рода из них. "как минимум два тестовых стенда выдавали необходимые параметры для кратковременного розжига" Ни один из тестовых стендов DFD никогда не достигал термоядерного синтеза -- все они только грели плазму до значений, не позволяющих запустить синтез. И вы сами это прекрасно знаете -- почему и не привели ни одной цитаты об обратном. "но продолжаете утверждать, что схема неработоспособна в принципе" Вы напрасно пытаетесь переврать мою позицию. Я не говорил, что схема неработоспособна в принципе -- лишь то, что на сегодня нет научных работ и экспериментов, которые показали бы обратное. И это факт.
Masyanya Masyanya
16.07.2023
-
0
+
А у человечества разве есть материалы для сопла такого двигателя?
    Виктор
    16.07.2023
    -
    1
    +
    Это все будет разбрызгиваеться и дитонировать за пределами двигателя. Как если бы вы подожгли струю освежителя воздуха :D
    +
      ещё комментарии
      Masyanya
      17.07.2023
      -
      0
      +
      Если пождечь струю освежителя воздуха, то это не добавит ни ньютона к реактивной тяге струи. Суть в том, что от нагрева увеличивается энергия(и скорость) реактивной струи и формирование происходит в сопле двигателя, а для этого оно не должно сгореть от температуры постоянного атомного взрыва.
    Zhe
    Zhe
    16.07.2023
    -
    1
    +
    Сопло всё-таки штука простая, там нет механически подвижных частей, его можно эффективно охлаждать тем же солевым раствором, как сейчас охлаждают химическим топливом. "Вечного" сопла, конечно, не получится, но его можно сделать и сменным. В общем, какое-то решение найдется, скорее всего.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      а вот для носителя с DFD это вообще вопрос бредовый - там "соплом" выступает магнитное поле, а рабочее тело никогда не входит в контакт со стенками камеры...
        Masyanya
        17.07.2023
        -
        0
        +
        Ну как-бы тоже не совсем верно. Стенки камеры тоже очень сильно греются.
        Zhe
        Zhe
        17.07.2023
        -
        0
        +
        С магнитным удержанием плазмы в токамаках мучаются уже 70 лет, и, прямо скажем, проблем ещё масса. Если эти стартаперы все их быстренько порешают, останется им только поаплодировать.
          -
          0
          +
          ортогонально. это вообще ни разу не токамак. тут плазмой нужно выстреливать, а не удерживать её. выше ссылку оставил на матчасть.
            Zhe
            Zhe
            17.07.2023
            -
            0
            +
            Удерживать плазму от соприкосновения со стенками магнитного тоннеля здесь тоже придется. Кроме того, нужно ещё вырабатывать мегаватты электрической мощности на запитывание магнитов и прочего, т.е. работать в режиме электростанции, причем в условиях космоса, где трудно отводит лишнее тепло. Такая электростанция - проблема не меньшая, чем сам двигатель.
    Александр
    17.07.2023
    -
    1
    +
    Графит, карбид кремния -- кандидатов не так уж и мало. Графит с частичной абляцией вообще неплохо держит даже очень высокие температуры.
Ух статья огонь! Половина непонятно, но очень интересно! Константин Эдуардович, мы все ещё в колыбели, но пытаемся и пытаемся
-
1
+
"с вероятностью выше 50 процентов на Марсе откроют простейшую жизнь" - Откуда такой оптимизм? Мы откуда и как возникла жизнь на земле-то не знаем толком.
    Миша
    16.07.2023
    -
    2
    +
    Пусть понимания всей картины происхождения жизни на Земле и нет, однако уже сделано множество открытий и предположений по этому поводу. И скорее всего, жизнь самозараждается там, где появляются для этого все условия. Марс в прошлом точно имел период с жидкой водой на поверхности и жизнь вполне могла там зародиться с вероятностью 50% (либо да, либо нет). Более того, большинство земной жизни приходится на микроорганизмы и большинство из них живут под поверхностью планеты (нет никаких оснований полагать, что на Марсе это не так же). Всю историю солнечной системы, планеты обменивались своим материалом друг с другом. И достаточно крупный кусок породы, выбитый из Земли астероидом, мог стать разносчиком жизни по всей солнечной системе или же с Марса перенести жизнь на Землю, с той же вероятностью в 50%. И именно по этому и нужно изучить Марс и другие тела солнечной системы, что бы точно узнать, есть ли на Марсе жизнь и марсианская ли она. А может это мы на самом деле марсиане? 50% и ещё плюс 50% от 50%= 75%, вот та вероятность, что на Марсе есть жизнь, которую бы назвал я).
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      да уже недавно была новость, что на Марсе доказано наличие органических соединений. "инопланетная жизнь" - это не только человечки на тарелочках...
      Shurik
      17.07.2023
      -
      2
      +
      Расчет вероятности события прямо как в анекдоте про блондинку, учёного и динозавра. Где учёного и блондинку попросили рассчитать вероятность встретить динозавра на улице. Ответ блондинки пока учёный высчитывал - писят процентов, т.к. или встретит, или нет...
    Александр
    17.07.2023
    -
    1
    +
    Оптимизм этот оттуда, что сочинить другие непротиворечивые объяснения скачкам метана и кислорода в нижних слоях атмосферы Марса пока никто не смог.
    +
      ещё комментарии
      Валерий
      17.09.2023
      -
      0
      +
      А с чего взялось, что метан это признак биоты? Метан вполне может синтезироваться в толще пород при большом давлении и температуре. А потом потихоньку просачиваться на поверхность. Колонизаторы Марса будут с билетом в один конец. Влияние низкой гравитации скорее всего не позволит вернуться обратно. Жить в ледяной пустыне на морально-волевых - так себе перспектива. Счастье от открытия внеземного микробика быстро пройдёт, поскольку толку от оного скорее всего не будет. В этом плане освоение астероидов выглядит перспективнее. Гравитацию в космосе можно "сделать" колесом. От излучения Солнца закрыться теми же астероидами. И возможен экономический выхлоп от добычи металлов.
        Александр
        17.09.2023
        -
        0
        +
        "А с чего взялось, что метан это признак биоты? Метан вполне может синтезироваться в толще пород при большом давлении и температуре. А потом потихоньку просачиваться на поверхность." Если бы было так, то концентрация метана в атмосфере была стабильна, и он наличествовал бы во всей ее толще. Однако на практике картина обратная?: спутники с орбиты не видят метан, т.к. кроме как в приповерхностных слоях (где его регистрируют марсоходы) его нет. И, что не менее важно, и он, и кислород даже в поверхностных слоях имеет четко выраженные пики в теплые периоды года. Совершенно очевидно, что при метане формирующемся глубоко в недрах зависимости от погоды на поверхности ждать на приходится. А вот при биогенном происхождении -- сами понимаете. "Колонизаторы Марса будут с билетом в один конец. Влияние низкой гравитации скорее всего не позволит вернуться обратно. " Колонизаторы Марса практически навеняка будут вынуждены пользоваться короткоплечевыми компактными центрифугами, которые уже давно есть, иначе у них уменьшение массы костей рискует достигнуть летальных уровней и вне Земли. Следовательно, на Землю они вернуться смогут. Но вот захотят ли -- это большой вопрос. "Жить в ледяной пустыне на морально-волевых - так себе перспектива. Счастье от открытия внеземного микробика быстро пройдёт, поскольку толку от оного скорее всего не будет." Вы путаете свой собственный внутренний мир с качествами всего остального человечества. "В этом плане освоение астероидов выглядит перспективнее. Гравитацию в космосе можно "сделать" колесом. От излучения Солнца закрыться теми же астероидами. И возможен экономический выхлоп от добычи металлов." От радиации Солнца на Марсе вообще никак закрываться не надо -- протоны отлично блокируются даже марсианской атмосферой. А вот на астероидах придется жить под поверхностью, да. Но нет, добыча металлов для земных нужд никогда не сможет окупить освоения астероидов -- по той простой причине, что привозимые оттуда грузы даже в эпоху старшипов или теоретических кораблей Зубрина будут стоить дороже золота. Что несложно подсчитать даже по работе Зубрина. на которую. есть ссылка выше.
    Илья
    18.07.2023
    -
    -2
    +
    Да, причём, чтобы найти жизнь на Марсе с вероятностью 50%, нам зачем-то нужно реализовать всю эту термоядерную дичь, и доставить туда человека с картошкой, вместо того, чтобы продолжать пользоваться услугами автоматов, в картошке не нуждающихся. Человек будет там в лучшем случае выживать, а не искать жизнь. Для устойчивой работы химических двигателей сотни их были взорваны при испытаниях, да и сейчас продолжают они взрываться. Сколько нужно будет взорвать ядерных, куда более сложных - тысячи, десятки тысяч? Да мы окончательно угробим Землю, пока это заработает…
    +
      ещё комментарии
      Александр
      18.07.2023
      -
      0
      +
      Для того, чтобы найти жизнь на Марсе ядерный (а не термоядерный) двигатель Зубрина из текста выше не нужен. Для этого вполне хватит ЖРД "Старшипов", которые разрабатываются так и так -- вне зависимости от мнений граждан "лучше бы накормили голодающих". Двигатель Зубрина может просто упростить и удешевить процесс последующей колонизации Марса. А идея о том, что лучше кормить голодающих здесь, а не финансировать космос -- нерабочая. Потому что она противоречит и человеческой природе, и устройству мировой экономики. Следовательно, никогда не будет реализована. И это хорошо: если бы люди ждали ликвидации всех проблем в Африке до начала колонизации других континентов, проблем и в Африке сегодня было бы намного больше, чем сейчас. А остальной мир так и оставался бы неосвоенным. П.С.: о том, почему автоматы непригодны для поиска жизни на Марсе можно узнать, например, здесь https://naked-science.ru/article/cosmonautics/avtomaty-v-kosmose П.П.С.: "Для устойчивой работы химических двигателей сотни их были взорваны при испытаниях, да и сейчас продолжают они взрываться. Сколько нужно будет взорвать ядерных, куда более сложных - тысячи, десятки тысяч? Да мы окончательно угробим Землю, пока это заработает…" Если внимательно прочитать текст выше, то достаточно легко заметить, что такие двигатели никто не планирует испытывать на Земле. Следовательно, никакого ущерба ей они не нанесут.
        Илья
        18.07.2023
        -
        0
        +
        Давайте «внимательностью за внимательность». Я ни слова не сказал про голодающих. Я про все более четко обрисовывающийся климатический п-ц. Колонизация Марса и разработка двигателя Зубрина эту проблему могут ТОЛЬКО усугубить, очевидно, где бы ни происходили их испытания. Разумнее тратить эти средства на климат. Статья, в целом, ни о чем. Впервые про проект термоядерного взрыволета (только назывался он «Дедал») прочитал в энциклопедии по космонавтике в 1987 году, и мы не продвинулись по теме ни на шаг, к счастью.
          Александр
          18.07.2023
          -
          1
          +
          "Я про все более четко обрисовывающийся климатический п-ц. " Если не секрет: в чем лично вы его видите? В снижении числа смертей от неоптимальных температур, в глобальном озеленении на фоне роста количества осадков и концентрации СО2, в том, что объем биомассы на планете рекордно большой за последние 50 тысяч лет, в снижении числа наводнений и пожаров, или в чем-то еще? "Колонизация Марса и разработка двигателя Зубрина эту проблему могут ТОЛЬКО усугубить, очевидно, где бы ни происходили их испытания" Так какую именно проблему они могут усугбить? "Разумнее тратить эти средства на климат." Для чего именно? Чтобы побороть глобальное озеленение или чтобы увеличить температурную смертность? И почему вы полагаете, что эти средства борьба за климат помогут? Я напомню: в 2022 году на борьбу за безуглеродность потратили 1,7 триллиона долларов, но выбросы СО2 в итоге выросли. Двигатель Зубрина в разработке будет стоить ~1% от борьбы за безуглеродность, которая не может даже остановить "углеродность". Иными словами, отказ от его разработки никак не поможет безуглеродности: он слишком уж дешев на фоне бесплодной борьбы по остановке потепления. "Статья, в целом, ни о чем. Впервые про проект термоядерного взрыволета (только назывался он «Дедал») прочитал в энциклопедии по космонавтике в 1987 году, и мы не продвинулись по теме ни на шаг, к счастью." Вы точно читали то, что комментируете? Похоже, что нет, поэтому поясню: она не про термоядерный, и не про взрыволет. Она про другое, а чтобы узнать про что -- надо прочитать сам текст. Могу лишь отметить: до этого дня вы не читали о предмете статьи нигде. Ни в какой энциклопедии 1987 года. И, к счастью, человечество в предмете статьи с 1987 года продвинулось очень солидно, поскольку самого этого предмета до 1991 года просто не существовало.
        Вячеслав
        07.09.2023
        -
        0
        +
        РД0410 СССР испытывал с начала 70-х до середины 80-х. Особого вреда Земле нанесено не было. Единственный вред, который мо быть нанесён - это крушение ракета в в момент старта. Но вряли эффект от крушения даже не сравнится с эффектом от ядерного взрывы, аврии, Фукусимы или Чернобыля. Даже использование снарядов с урановым сердечником будет на порядки выше.
      Вячеслав
      07.09.2023
      -
      0
      +
      Вот. Угробить Землю мы можем и не летая на Марс.да врядли полёты на Марс могут нанести больший вред, чем те же солнечные батареи. И если уж прогнозировать, то Землю добьет увеличение производства, народонаселения и военные конфликты. А если полетим и обустроим там колонию, то появляется ещё один шанс выживания человечества. Там есть вода, значит при наличии источника энергии можно обеспечить независимое и долговременное существование колонии.
    Дмитрий
    21.07.2023
    -
    0
    +
    Знаем уже достаточно много. Посмотрите лекции биолога Михаила Никитина на ютубе, например. Он как раз специалист в эволюционной биохимии. И все современные научные данные говорят о том, что в Солнечной системе простейшая жизнь, с высокой вероятностью, может существовать не только на Марсе, а и в гораздо более суровых мирах. В океанах спутников Юпитера и Сатурна, например. А может и не только.
Jora Bayramow
16.07.2023
-
4
+
Создание качественно новых космических кораблей - это необходимость для человечество. Необходимо сначала изучать, освоить ближний космос, а потом вовсе необходимо выйти за пределы солнечной системы. Это нужно всему человечеству, если мы хотим выжить и стать вечно живущими биологическими индивидами этой необъятной Вселенной.
-
1
+
Идея "медленного" ядерного (или термоядерного) взрыва правильная. Главное - отказ от разделения ядерного топлива и рабочего тела. Это смыкается с так называемым газофазным реактором, когда газовая активная зона удерживается магнитным полем. Такая схема позволяет ещё более поднять температуру и скорость истечения.
Андрей
16.07.2023
-
-4
+
"...похожего на Королева (прекрасно понимавшего, зачем осваивать Марс)". А реально, зачем? Зачем нужно осваивать безжизненную скалу в космосе? Метан? Но его там практически нет - пиковые значения достигают 10 миллиардных долей, по данным тех же НАСА.
Миша Бел
16.07.2023
-
0
+
Очепятки: "Для текущего руководство* Роскосмоса"- руководства (Подпись к 9 картинке), там же "с* сами осваивать Марс"- а.
1
2

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: