Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12 ноября
Василий Парфенов
3 007

На главу частной космической компании из США подали в суд за махинации с акциями

2.4

Появление множества коммерческих игроков в мировой космонавтике, принесло не только долгожданный прогресс отрасли, но и проблемы. Например, оказалось, что объяснить, почему сроки реализации планов затягиваются множеству частных инвесторов сложнее, чем нескольким государственным заказчикам. А энтузиазм основателя космической компании всегда работает «сигналом» для рынка акций и рискует выглядеть, как мошенничество, если оптимистичные прогнозы разрушаются суровой реальностью инженерных проблем.

Virgin Galactic в суде
Старт космоплана SpaceShipTwo с носителя White Knight Two / ©Virgin Galactic, CNBC, YouTube

Как пишет Reuters, коллективный иск акционеров Virgin Galactic к руководству компании принял суд Восточного округа Нью-Йорка. Предварительно изучив дело, судья Эллин Росс (Allyne Ross) отклонила большую часть требований в документе. Однако она оставила главное — требование вернуть 301 миллион долларов убытков из-за резко подешевевших акций (тикер SPCE). Для этого истцы должны доказать, что глава Virgin Galactic действительно скрыл от публики технические проблемы космоплана SpaceShipTwo. А также найти подтверждения тому, что его оптимистичные заявления о преодолении инженерных сложностей в разработке корабля были намеренным обманом для поднятия стоимости ценных бумаг компании.

В деле указаны две главных претензии акционеров к британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону (Richard Branson) — основателю и ключевой публичной фигуре. Поскольку от его слов зависит имидж, а также представление общественности о деятельности и перспективах компании, они особенно сильно влияют на стоимость акций SPCE. Обе претензии связаны с техническими проблемами, которые были выявлены по итогам знаковых полетов космоплана VSS Unity — в 2019 и 2021 годах.

Virgin Galactic в суде
Ричард Брэнсон (в центре) и другие члены экипажа первого «полноценного» туристического полета SpaceShipTwo в космос / ©Virgin Galactic

В феврале 2019 года VSS Unity впервые совершил полет не только с двумя пилотами, но и с пассажиром на борту (Бет Мозес, главный инструктор астронавтов компании). Сама миссия прошла безупречно, космоплан поднялся на высоту 89,9 километра и достиг скорости в 3,04 числа Маха. По словам Брэнсона, это было важнейшее достижение на пути к оказанию регулярных услуг суборбитального космического туризма. Однако позднее появилась до сих пор не подтвержденная представителями Virgin Galactic информация о серьезных повреждениях летательного аппарата.

Инцидент описал журналист издания New Yorker Николас Шмидл (Nicholas Schmidle) в своей книге «Боги испытаний» (Test Gods: Virgin Galactic and the Making of a Modern Astronaut). Для ее подготовки он проработал внутри компании Брэнсона четыре года и стал свидетелем не только инженерных побед, но и, как утверждается, некоторых сомнительных практик. Краткое описание проблем 2019 года приводит на основе этой книги The Washington Post. Альтернативное подтверждение этой истории на основе собственных источников опубликовал портал Parabolic Arc.

Утверждается, что после приземления VSS Unity 22 февраля 2019 года космоплан отправился на более чем годовую доработку не просто так. В его правом хвостовом стабилизаторе обнаружились повреждения, которые могли привести к полному разрушению сложного оперения. Проблема скрывалась в некорректной предполетной подготовке — вопреки инструкциям техники не проверили вентиляционные отверстия. В результате при подъеме на высоту заключенный внутри конструкции воздух не выходил из нее, и под нагрузкой материалы не выдержали. Причем не сообщать о неполадках публично решили на высшем уровне, чтобы не портить имидж компании. Проверкой этой версии станет суд — все подробности о повреждениях и методике их дальнейшего недопущения, как и положено, получило Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). В ходе тяжбы достаточно будет всего одного запроса, чтобы получить отчет ведомства.

Virgin Galactic в суде
Космоплан SpaceShipTwo, закрепленный на White Knight Two. Фото 2009 года, то есть это еще ни разу не летавший на тот момент VSS Enterprise / ©Virgin Galactic, Mark Greenberg, Wikimedia

Еще один инцидент гораздо менее серьезный, хотя тоже вызывает вопросы. В 2021 году Брэнсон лично испытал VSS Unity — это был первый полет с полной загрузкой (хотя космоплан рассчитан на шесть пассажиров, стояло всего четыре кресла). В ходе снижения обратно на космодром корабль отклонился от траектории на несколько секунд и вышел из заранее обозначенной зоны безопасности. Какой-либо угрозы это не представляло, однако вызвало вопросы от FAA и временный запрет на полеты. Ведомство потребовало от Virgin Galactic разобраться, из-за чего возникло отклонение и либо устранить проблемы, либо впредь запрашивать зону безопасности больше. Претензия акционеров заключается в том, что Брэнсон назвал ту миссию «безупречной», хотя очевидно, что недостатки были.

Чем закончится судебное разбирательство — вопрос интересный. Юристы с обеих сторон пока не дают никаких комментариев. А перспективы иска туманны, поскольку в его известных деталях много допущений и обвинительной стороне придется доказать ряд ключевых деталей. Причем, судя по всему, кроме косвенных подтверждений, никаких других обнаружить не удастся. При этом Virgin Galactic совершенно точно нельзя назвать компанией, которая скрывает любые свои промахи. Как примеры — взрыв на испытаниях в 2007 году и крушение VSS Enterprise. Но и совершенно корректно работающей с публикой она точно не является.

Дополнительный урок, который можно извлечь из этой истории всем участникам так называемой новой космической гонки — не становиться публичной компанией до отработки всех основных технических решений. А лучше вообще всегда оставаться частной. Как та же SpaceX Илона Маска, которая от настроений инвесторов зависит очень слабо, поскольку их количество ограничено несколькими компаниями, фондами и личностями. В случае каких-то неудач или спорных заявлений главы компании, ее акции не начинают скакать в цене, что не приводит к необходимости срочно перекрыть негатив, дабы не обанкротиться.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
9 часов назад
Александр Березин

Глава Daimler Мартин Даум и Билл Гейтс в разное время, но вполне единодушно отмечали, что законы физики делают грузовую фуру — ключевой элемент современных перевозок — несовместимой с чистой электротягой. Многотонная батарея отнимает слишком много пространства и веса у коммерческого груза, поэтому проекты Tesla Semi Дауму и Гейтсу представлялись «непрактичными». А теперь Илон Маск наконец начал поставки этого грузовика — и просачивающиеся данные о его реальной массе показывают, что Гейтс и Даум ошибались. Как Маску удалось то, что все в один голос считали настолько невозможным, что никто даже не попытался составить ему конкуренцию? И почему это изменит мир вокруг нас?

Позавчера, 11:38
Василий Парфенов

На «Заводе 42» компании Northrop Grumman в Палмдейле, штат Калифорния, прошла торжественная церемония выкатки новейшего стратегического бомбардировщика B-21 Raider. Малозаметный самолет должен в ближайшем будущем частично заменить устаревающий парк Rockwell B-1 Lancer и Northrop Grumman B-2 Spirit, и даже взять на себя ряд задач, которые выполняют совсем уж «старички» Boeing B-52 Stratofortress.

Сегодня, 09:22
Василий Парфенов

Аббревиатура ЖКХ хорошо знакома каждому россиянину. За ней скрывается целый спектр привычных образов. При этом цифровизация и применение искусственного интеллекта в этом контексте вспоминаются далеко не первыми. Сфера коммунальных услуг не чужда высоким технологиям, просто они не всегда заметны пользователю. Naked Science рассказывает, как искусственный интеллект, большие данные, нейросети и машинное обучение делают городскую инфраструктуру надежнее и эффективнее.

2 декабря
Алиса Гаджиева

Серию секретных рисунков и надписей, добавленных таинственной женщиной-переписчицей, обнаружили в рукописи возрастом более 1200 лет.

2 декабря
Анна Новиковская

Найти лекарство от старости — заветная мечта человечества, но вполне может оказаться, что для мужчин и для женщин их придется разрабатывать по отдельности. Во всяком случае, один из самых многообещающих антивозрастных препаратов, рапамицин, по-разному воздействовал на самцов и самок дрозофил, продлив жизнь одним и не повлияв на других.

Позавчера, 11:38
Василий Парфенов

На «Заводе 42» компании Northrop Grumman в Палмдейле, штат Калифорния, прошла торжественная церемония выкатки новейшего стратегического бомбардировщика B-21 Raider. Малозаметный самолет должен в ближайшем будущем частично заменить устаревающий парк Rockwell B-1 Lancer и Northrop Grumman B-2 Spirit, и даже взять на себя ряд задач, которые выполняют совсем уж «старички» Boeing B-52 Stratofortress.

19 ноября
Анна Новиковская

В последний раз черношейного фазанового голубя видели еще в 1882 году, и с тех пор ученые не знали, живет ли еще в лесах острова Фергуссон эта красивая птица. Теперь, наконец, им повезло: одна из камер запечатлела представителя редчайшего подвида фазановых голубей.

24 ноября
Редакция

Режиссер Илай Сасик (Eli Sasich), вдохновившись классическими научно-фантастическими фильмами «Чужой» и «Бегущий по лезвию», несколько лет назад снял короткометражный фильм «Атропа», который стоит посмотреть, если вы интересуетесь наукой и космическими технологиями.

24 ноября
Анна Новиковская

В то время как основные мировые языки со временем упрощают письменность, существует одно яркое исключение: китайский язык. За свою историю, насчитывающую три тысячелетия, его система письма становилась только сложнее и до сих пор остается крайне сложной для изучения.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: