02.02.2023
3 377

Стратегия «самоубийственного секса» стала угрозой для выживания сумчатых куниц

2.4

Северная сумчатая куница — крупнейшее из всех млекопитающих, один или оба пола которого, как правило, не живут дольше одного брачного сезона. Долгое время ученые не могли уверенно сказать, почему самцы этих сравнительно больших животных (вес — 700-900 граммов) умирают после спаривания. Новое исследование объясняет наиболее вероятный физиологический механизм происходящего, а также вызывает серьезные опасения — из-за такой стратегии размножения вид снижает свои шансы на выживание.

Самоубийственный секс сумчатых куниц
©Jonathan Webb, NewScientist

Семелпарность (semelparity), также называемая самоубийственным размножением или безумным спариванием, — экстремальная стратегия продолжения рода у животных. Использующие ее виды, как правило, обитают в регионах с хорошо прогнозируемыми, но ограниченными по времени периодами изобилия пищи, что упрощает вскармливание потомства. В таком случае один пол провоцирует как можно более сильную конкуренцию у противоположного. Обычно роль первого играют самки, но существуют исключения.

В результате либо один пол (самец после спаривания), либо оба (еще и самка после откладывания яиц или рождения потомства) умирают по окончании первого же в своей жизни сезона размножения. Среди млекопитающих примеров такой стратегии мало — всего несколько видов в семействах сумчатых хищников (Dasyuridae) и опоссумовых (Didelphidae). Хорошо изучены механизмы умирания после периода половой охоты у бурой сумчатой мыши (Antechinus stuartii) и малой сумчатой крысы (Phascogale calura).

Оба вида — небольшие животные массой менее 100 граммов. Их самцы в сезон размножения вырабатывают так много кортикостероидов, что организм буквально разрушается изнутри. В итоге смерть наступает из-за множественных кровотечений в желудочно-кишечном тракте, инфекций (иммунитет радикально снижается) и опухолей в печени.

Самоубийственный секс сумчатых куниц
Зафиксированные носимыми датчиками виды активности подопытных особей северной сумчатой куницы. Слева — самцы, справа — самки. От темно-бирюзового до темно-красного виды активности: лежат или отдыхают, сидят, в напряжении или осматриваются по сторонам, то же самое сидя, то же самое на ходу, ходят, вертятся, бегут галопом, бегут вприпрыжку, прыгают / ©https://doi.org/10.1098/rsos.221180

Но ничего подобного у северной сумчатой куницы не наблюдалось: самцы этого гораздо более крупного вида, хотя тоже семелпарного, просто хиреют, становятся апатичными, а позднее погибают без одной явной причины (кортикостероиды в большом количестве у них не вырабатываются).

Исследователи из Университетов Квинсленда (UQ) и Солнечного побережья (UniSC) детально изучили поведение северной сумчатой куницы, чтобы найти ответ на загадку. На 13 отловленных в дикой природе особей (семь самцов и шесть самок) надели «рюкзачки» с акселерометрами. С ними на спине животных отпустили обратно на волю во время сезона размножения.

Анализ собранных во время исследования данных показал, что между самками и самцами была заметная разница в поведении. Мужские особи вели себя активнее, двигались резче, почти в полтора раза больше ходили и более чем в три раза меньше спали или лежали. Внешний вид умирающих или уже погибших самцов был аналогичен таковому у грызунов, лишенных отдыха в других экспериментах. Получается, наиболее вероятная причина смерти северной сумчатой куницы в конце или после первого же сезона размножения — депривация сна и последующее ускоренное старение организма.

Помимо ответа на вопрос, какому физиологическому механизму крупнейшие семелпарные млекопитающие обязаны своей короткой жизнью, ученые обратили внимание на еще один нюанс. Дело в том, что на протяжении тысяч лет такая стратегия размножения была выгодной и не приносила проблем. Однако в последние столетия на территории Австралии появилось множество инвазивных видов, с которыми северной сумчатой кунице приходится конкурировать за пищу. Это лисы, кошки, жабы-ага. Они оказывают давление на эндемика, снижающее шансы как потомства на выживание, так и самца на выполнение своего долга — он недостаточно питается и умирает раньше, чем успевает оплодотворить самку.

По мнению исследователей, семелпарность северной сумчатой куницы — один из факторов, ставящих выживание вида под угрозу. Для сравнения: на островах, где популяция сумчатых не встречается с инвазивными видами, их поголовье процветает, несмотря на регулярный самоубийственный секс.