Стихийные бедствия помогли макакам объединиться — Naked Science
9 апреля
Мария Кривоченко

Стихийные бедствия помогли макакам объединиться

2.8

Исследователи заметили, что после урагана в Пуэрто-Рико местные макаки стали терпимее друг к другу и начали налаживать новые социальные связи. Это показывает, что они, как и люди, склонны объединяться, чтобы справиться с последствием катастрофы.

Группа макак в Пуэрто-Рико / ©Лорен Брент

Команда американских биологов изучала поведение макак-резусов в Пуэрто-Рико, когда на регион обрушился ураган «Мария». После стихийного бедствия исследователи заметили, что приматы стали более терпимыми и дружелюбными друг к другу. В том числе к бывшим конкурентам. Свое открытие специалисты описали в журнале Current Biology.

Макаки-резус считаются общительными животными. Но они живут в условиях жесткой конкуренции, из-за чего бывают агрессивными к членам группы. Поэтому столь необычное поведение после урагана побудило биологов подробнее изучить макак. Оказалось, приматы начали чаще взаимодействовать с сородичами. Причем предпочитали новых знакомых старым и старались теснее контактировать с особями противоположного пола. Самым распространенным способом наладить связь друг с другом оказался груминг.

«Мы ожидали, что обезьяны будут строить более тесные отношения с ближайшими сородичами, чтобы справиться с последствиями урагана, — рассказала Лорен Брент, соавтор статьи. — Вместо этого макаки начали расширять круг знакомств и делить ресурсы и территорию с бывшими конкурентами.

В то же время биологи обнаружили, что макаки, предпочитавшие уединение до катастрофы, после нее остались одиночками и реже взаимодействовали с сородичами.

Ученые добавили, что поведение животных оказалось похоже на человеческое. Чтобы восстановиться после стихийного бедствия, приматы старались добиться поддержи от как можно большего числа сородичей, а не фокусироваться на укреплении отношений с ближайшими членами группы.

Результаты работы в Пуэрто-Рико помогают ответить на вопрос о том, какие преимущества дает общение. Далее ученые собираются исследовать, какие долгосрочные последствия влекут за собой новые социальные связи, а также понять неспособность установить их в экстремальных условиях. В частности, биологи намерены выяснить, как общительность влияет на плодовитость и продолжительность жизни животных. В итоге результаты исследования макак могут помочь понять то, как люди справляются со стихийными бедствиями.

«Социальные отношения оказывают удивительно сильное влияние на человека, и пребывание в плохой социальной среде служит фактором риска для здоровья — таким же серьезным, как, например, курение, — отметил Джеймс Хайэм, соавтор исследования. — Мы точно не знаем, как социальная среда влияет на организм человека, но наша последняя работа в будущем поможет дать ответ на этот вопрос».