Среди воробьев в Канаде распространяется новая «вирусная» песня — Naked Science

Среди воробьев в Канаде распространяется новая «вирусная» песня

5.1

Любители птиц из разных регионов Канады помогли ученым проследить, как новая вариация песни белогорлых воробьев распространяется по их популяциям, вытесняя старые надоевшие мелодии.

©Scott Ramsay

Птицы поют для обозначения своей территории и привлечения потенциальных партнеров для спаривания и выведения потомства. Песни представителей одного вида обычно одинаковы, хотя в некоторых случаях возможны и небольшие вариации — «диалекты», свойственные отдельным популяциям: птицы обучаются новым звукам у своих родителей и соседей.

Однако новая мелодия, распространяющаяся среди канадских белогорлых воробьев Zonotrichia albicollis, оказалась «вирусной» и вытесняет обычные песни во все более обширной части их ареала. Об этом Кен Оттер (Ken Otter) и его коллеги из Университета Северной Британской Колумбии пишут в статье, опубликованной в журнале Current Biology. В своей работе они использовали открытую базу данных eBird, которую обычные любители птиц наполняют своими наблюдениями и записями.

Старая и новая песни белогорлых воробьев / ©Scott Ramsay

В отличие от традиционной песни этих птиц, которая заканчивается повторами трех быстрых нот («тра-та-та»), новая повторяет только две («та-та»), они легко различимы на слух. Авторы считают, что песня появилась где-то между 1960 и 2000 годами к западу от Скалистых гор, а с 2000-го начала стремительное продвижение в другие районы. Сегодня она распространилась на пространстве от Британской Колумбии до Онтарио — более 3000 километров, — и старые песни здесь уже практически не услышишь.

Ученые предположили, что важную роль в ее распространении сыграла особенность миграций белогорлых воробьев, и эту версию удалось подтвердить с помощью меток, закрепленных на некоторых птицах. Самцы слетаются из разных частей континента на общие зимовки, встречаясь и общаясь друг с другом, а затем могут разносить «новинки» по родным регионам.

Трудно сказать, что именно сделало новую мелодию столь притягательной и «вирусной» для белогорлых воробьев. Возможно, все дело во вкусе главных ее слушателей — самок. Для них новая песня, с одной стороны, соответствует общей «правильной» схеме старой, а с другой — привлекает большее внимание благодаря своей новизне. На это указывает и очередная воробьиная мода: по словам ученых, на родине самого хита, в Британской Колумбии, на смену ему приходит уже новая вариация песни.

Согласно материалам сайта госзакупок, российский взлетно-посадочный модуль сможет доставить на Луну экипаж из четырех человек.