Воспитание оказалось важнее наследственности у певчих птиц

Воспитание оказалось важнее наследственности у певчих птиц

Исследователи из Калифорнийского университета установили, что, несмотря на генетически обусловленное сходство между голосами певчих птиц, являющихся родственниками, социальные условия способны изменить голос птенца и сделать его похожим на голос чужих птиц.

common-illnesses-in-finches-53cec3dcdcdee

Певчих птиц, таких как бенгальский зяблик (Lonchura striata domestica), часто используют в качестве модельных животных для изучения сложных форм поведения и коммуникации из-за сложности их песни. Песня самца зяблика состоит из ритмичных посвистываний переменного ритма; ритмический рисунок песни уникален для каждой особи и выучивается еще в родительском гнезде. Птенцы создают свою собственную песню, слушая песни других самцов и подражая им. В природе таким «учителем пения» чаще всего становится биологический отец птенца. Однако в лаборатории птенцы зяблика, слушавшие записи трелей чужой птицы, научились копировать ее песню.

Однако в голосах птенцов, слышавших один и тот же голос взрослого самца, последовательности ритмов различались сильнее, чем ожидали ученые. Большое разнообразие трелей может свидетельствовать о большом влиянии наследственности на песню зяблика даже в том случае, если птенец слышал песню самца своего вида, решил руководитель исследования Майкл Брейнард (Michael Brainard).

Чтобы проверить, насколько песню зяблика определяет наследственность, а насколько – голос «воспитателя», Брейнард провел серию экспериментов, в которых птенцы, никогда не слышавшие голоса отца, слушали ускоренные и замедленные записи песен чужих птиц. Птенцы, которые слушали синтезированные компьютером звуки, начинали петь так же, как их отец, пения которого они никогда не слышали; это заставило ученых предположить, что в выборе песни у зябликов генетика играет важную роль – возможно, генетический механизм позволяет птенцу не остаться вовсе без голоса, если отца нет рядом, и не выучиться случайно песне птицы другого вида. Ученые подсчитали, что разнообразие песен зябликов в эксперименте на 55% определяется различием песен их биологических отцов, и на 21 – разницей в синтетических записях, которые им включали.

Песня самца заблика

Этот наследственный голос «не прорезается», если социальные условия нормальны, то есть птенец может учиться петь у самца своего вида – неважно, приходится он ему отцом или нет. В аналогичном эксперименте, в котором вместо синтезированных записей птенцам давали слушать песни посторонних самцов зяблика, влияние оказалось распределено наоборот: 53% – от записи чужой птицы и только 16% – от биологического отца.

Это исследование – весомый вклад в изучение роли генетики и социальных факторов в развитии сложных форм поведения, таких как обучение, в том числе и у людей, отмечают авторы исследования.

Исследование опубликовано в журнале PNAS.

По словам осведомленного источника, российские инженеры начали проработку облика экспортной версии основного боевого танка Т-14. Согласно неподтвержденным данным, машина уже имеет экспортный паспорт.