Семьи голых землекопов общаются на собственных диалектах — Naked Science

Семьи голых землекопов общаются на собственных диалектах

4.7

Искусственный интеллект обнаружил, что разные семьи голых землекопов вырабатывают собственные диалекты, которые помогают им определять своих и чужих.

©Felix Petermann, Max Delbruck Center

Звуковые коммуникации — далеко не редкость среди животных. Однако лишь некоторые из них пользуются голосом достаточно гибко и создают диалекты, специфические для разных групп и популяций. Такие особенности известны у китообразных, рукокрылых, у некоторых птиц и, конечно, приматов.

А недавно этот «элитный» список пополнили голые землекопы — грызуны, и без того известные многими необычными особенностями, включая нечувствительность к боли, устойчивость к раку, удивительно длинный срок жизни и эусоциальность. Для грызунов это поразительная способность, резко контрастирующая с большинством вокализаций млекопитающих, которые остаются врожденными, неизменными и наследуются генетически.

Голые землекопы живут сложноустроенными семьями, численность которых может достигать пары сотен особей, и постоянно переговариваются. У них известно как минимум 17 различных голосовых сигналов, которые служат важнейшим средством взаимодействия и налаживания отношений внутри групп этих слепых животных, никогда не покидающих темных подземных нор. Поэтому их вокализации способны гибко развиваться и образовывать диалекты.

Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Science, собрали и проанализировали около 36 тысяч сигналов, записанных у 166 землекопов, живущих в семи различных колониях в лабораториях Германии и ЮАР. Специально подготовленные алгоритмы машинного обучения обнаружили, что представителей разных семей можно определить по голосу.

Это подтвердили и эксперименты: при проигрывании записей голые землекопы реагировали на сигнал своих родственников намного активнее, чем на голоса «посторонних» грызунов. Более того, разница сохранялась и при воспроизведении синтетических сигналов, сгенерированных заранее обученным искусственным интеллектом. Животные отвечали лишь на те, которые были созданы на основе их собственного диалекта.

Чтобы выяснить, не являются ли особенности вокализаций врожденными, ученые подсаживали новорожденных землекопов в другие семейства. Как правило, они жестоко изгоняют чужаков, но иногда могут и принимать в группу. Оказалось, животные, вырастая в новом окружении, выучивали и диалект своей новой семьи.

Любопытно, что гибкая природа диалекта делает его не слишком устойчивым. Авторы работы обнаружили, что в период «анархии» — когда старая «королева» семейства голых землекопов умирает, а новая еще не появляется — особенности речи всей группы начинают размываться. Однако с воцарением следующей самки все возвращается в норму — и в группе закрепляется новый диалект.