У крыс нашли нейронные корреляты щекотливости

Немецкие ученые обнаружили области мозга, которые активируются во время щекотки, и проследили механизм их работы. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Щекотка — это воздействие на кожу человека и некоторых животных, результатом которого являются общее возбуждение, смех и серия рефлекторных движений. Условно щекотка подразделяется на легкую (книсмесис) и более энергичную (гаргалесис). При этом, несмотря на ряд исследований, многие аспекты реакции на щекотку остаются неясными. Так, неизвестно, почему щекотка вызывает смех и какие нейронные корреляты лежат в ее основе.

Чтобы выяснить это, ученые из Берлинского университета имени Гумбольдта провели серию экспериментов. Сперва они помещали трех крыс в аквариум, легко или энергично щекотали их по различным частям тела (брюхо, хвост, спина) и записывали ультразвуковую вокализацию. Одновременно измерялась активность соматосенсорной коры животных. Затем авторы отдельно стимулировали нейроны и наконец повторяли эксперимент в стрессогенных условиях.

Дизайн экспериментов и зависимость вокализации от обстановки. / © S. Ishiyama et al., Science, 2016

Результаты показали, что щекотка приводит к изменению паттерна вокализации: она становится более частой и отрывистой, подобно смеху. Реакция сопровождалась спонтанным подпрыгиванием крыс. Наиболее выраженной реакция оказалась при воздействии на брюхо. Больше всего во время щекотки возбуждались нейроны глубоких слоев соматосенсорной коры (слои IV и V), при этом искусственная стимуляция нейронов также вызывала реакцию на щекотку.

На последнем этапе ученые помещали крыс на высокую (27 сантиметров) платформу и освещали их ярким светом. В этих условиях прямое воздействие на кожу животных не вызывало выраженной реакции. Аналогичные результаты были получены, когда авторы искусственно стимулировали нейроны особей, находившихся в стрессогенной обстановке. По их мнению, это подтверждает гипотезу Чарльза Дарвина о влиянии «состояния ума» на такую реакцию.

Ученые отмечают, что сходство реакций на щекотку у крыс и человека указывает на древность этой формы социального взаимодействия. Кроме того, ранее зависимость подобных эффектов от «настроения» у млекопитающих была неизвестна, а возможность щекотки через искусственную стимуляцию нейронов не использовалась. Полученные данные также говорят о том, что соматосенсорная кора может играть большую роль в эмоциональной сфере, чем считалось.

Аватар пользователя Константин Юрич