28.08.2018
Редакция Naked Science

Ученые раскрыли неприятную правду о социальности голых землекопов

«Царица» семейства голых землекопов заставляет стерильных самок ухаживать за своим потомством, скармливая им собственные фекалии, содержащие половой гормон.

molerat0

Голых землекопов трудно назвать симпатичными, но ученых привлекает в них другое: эти животные отличаются поразительной для грызунов продолжительностью жизни, которая достигает десятков лет, нечувствительностью к некоторым видам боли и устойчивостью ко многим формам рака. Почти всю жизнь они проводят в подземном лабиринте-гнезде в окружении стаи родственников, образующих чрезвычайно сложную социальную структуру, c «королевой» во главе семейства рабочих особей.

Новая статья, опубликованная в журнале PNAS, раскрывает отвратительный способ, каким она удерживает в подчинении остальных самок, подавляя их половое поведение и заставляя заботиться об «общем» (своем) потомстве. Недоразвитые яичники рабочих самок подсказали ученым, что дело может быть в эстрадиоле, который производят эти железы. Неспособность синтезировать нормальные количества полового гормона ставит их во многом в зависимость от внешнего источника — фертильной самки-царицы.

Однако голые землекопы, адаптированные к жизни под землей, лишены не только шерсти, но и вомероназального органа, который участвует в регуляции полового поведения млекопитающих, позволяя воспринимать феромоны и другие летучие вещества. Поэтому японских биологов заинтересовал вопрос о том, как именно эстрадиоловый сигнал передается от царицы рабочим самкам. Самым вероятным вариантом была копрофагия — достаточно распространенное в животном мире явление, позволяющее передать активные вещества.

Проверяя свою гипотезу, ученые в течение девяти дней подмешивали в корм первой группы рабочих самок фекалии беременной царицы, второй — небеременной, а в корм третьей — фекалии небеременной царицы с добавлением чистого эстрадиола. Время от времени им включали записи с писком новорожденных голых землекопов, чтобы зарегистрировать проявления их инстинктивной заботы. В первое время никто из животных не уделял им большого внимания, однако уже на четвертый день такой «диеты» животные из первой и второй групп начали все больше времени проводить рядом с требовательным источником звука.

Авторы заключают, что поглощение фекалий беременной царицы приводит к повышению содержания эстрадиола в организмах рабочих особей. Это стимулирует у них выраженное материнское поведение, направленное на потомство царицы, — без собственной беременности и родов.

Китайские ученые описали Terropterus xiushanensis — древнейшего ракоскорпиона, который жил на территории суперконтинента Гондвана и был в числе главных хищников морской экосистемы раннего силура.

Ученые из Бразилии выяснили, что от естественных причин умер лишь каждый четвертый император Римской империи, участью остальных была насильственная смерть. А еще они узнали, что риск погибнуть раньше времени был максимально высок сразу после того, как правитель взошел на трон, и спустя 13 лет его правления.

Новое исследование финских ученых показало, что многие домашние собаки демонстрируют поведение, напоминающее синдром дефицита внимания и гиперактивности у людей.