02.07.2020
Мария Кривоченко

Устойчивость голых землекопов к раку зависит от внутренней среды организма

О том, что голые землекопы почти не болеют раком, известно давно. Долгое время ученые думали, что это заслуга устойчивых к заболеванию клеток. Однако новые исследования показывают, что развиваться раку не дает особая внутренняя среда.

Голая кротовая крыса / © Meghan Murphy, Национальный зоопарк Смитсоновского института, на Flickr

Голые землекопы — животные, живущие в Восточной Африке, со сложной организацией колонии и уникальным строением. Это единственные холоднокровные млекопитающие, которые не стареют и живут больше 30 лет, что очень много для грызунов (мыши такого же размера живут в 10 раз меньше). Кроме того, они не боятся термических и химических ожогов, выживают при очень низком уровне кислорода и не умирают от рака.

Исследователи изучают землекопов, чтобы найти способ противостоять процессу старения и онкологическим заболеваниям. «Вся наша работа с землекопами — изучение их гипоксии, устойчивости к боли и сопротивления раку — стремится использовать особенности строения этого вида, чтобы лучше понять, как работают наши органы», — рассказал доктор Эван Сент-Джон Смит, один из старших авторов исследования.

До сих пор считалось, что карцинома не возникает у этих грызунов, потому что их здоровые клетки устойчивы к превращению в раковые. Но исследователи из Кембриджского Университета выяснили, что гены, которые вызывают опухоли у других животных, могут навредить и землекопам, однако их организм не дает раковым клеткам размножаться. Результаты работы, опубликованные в журнале Nature, помогут ученым понять, как болезнь развивается на ранних стадиях у людей и найти новые способы ее профилактики и лечения.

Группа изучила 79 образцов тканей, полученных из кишечника, поджелудочной железы, кожи, легких и почек грызунов, а затем ввела в них гены, вызывающие рак. Ученые не ожидали, что смогут превратить клетки голых землекопов в раковые. Фазаль Хади, ведущий научный сотрудник исследования, сотрудник Кембриджского центра изучения рака в Великобритании, сказал: «К нашему удивлению, инфицированные клетки животных начали размножаться и быстро формировать колонии. Из-за ускоренного роста мы поняли, что они стали раковыми».

Затем они ввели зараженные ткани мышам, и у тех начали появляться опухоли. Эксперимент свидетельствует о том, что рак на ранней стадии останавливает особая среда, которую формирует организм землекопа. Это противоречит результатам старых исследований, утверждавших, что за устойчивость этих животных к заболеванию отвечают механизмы внутри здоровых клеток.

Теперь ученые хотят понять, как грызуны останавливают деление раковых клеток внутри опухоли. Особый интерес представляет уникальная иммунная система, которая может уничтожать потенциально предраковые клетки. Доктор Валид Халед, один из старших авторов исследования, с отделения фармакологии Кембриджского университета, отметил: «Результаты были для нас неожиданностью и полностью изменили наше понимание устойчивости к раку у землекопов. Если мы сможем понять, что особенного в иммунной системе этих животных и как она защищает их, то сможем разработать меры, предотвращающие это заболевание у людей».