08.12.2020

Панды научились обмазываться навозом, чтобы легче переносить холод

5.7

Более десяти лет потребовалось ученым, чтобы объяснить странную привычку китайских панд обмазываться свежим навозом: похоже, он служит «анальгетиком», облегчая жизнь холодной зимой.

©Fuwen Wei

Порой самые умилительные на вид животные демонстрируют весьма отталкивающее поведение. Большие панды, обитающие в заповеднике Фопин в Центральном Китае, с удовольствием размазывают конский навоз по всей своей морде и шее, а затем с не меньшим удовольствием кувыркаются и возятся в нем. Однако группа китайских биологов во главе с Фувэнь Вэем (Fuwen Wei) нашла рациональное объяснение этой «вредной привычки» панд. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Авторы сообщают, что аналогичное поведение наблюдается у панд, обитающих в горах Циньлин, изобилующих древними торговыми маршрутами, где лошадей активно используют тысячелетиями. И здесь эти медвежьи обмазываются навозом, совершенно теряя свой обычный милый облик, — впервые подобное заметили еще в 2007 году. Стоит добавить, что подавляющее большинство млекопитающих избегают контакта с фекалиями, через которые могут передаваться многочисленные инфекции. У панд должна быть весомая причина поступать именно так.

Чтобы выяснить ее, в заповеднике Фопин установили скрытые видеокамеры, которые в 2016-2017 годах зафиксировали 38 актов подобного загадочного поведения. Параллельно регистрировали условия наблюдений — температуру, влажность и так далее. И тогда закономерность стала проступать: если панды пачкались навозом, почти всегда было холодно, от минус пяти до плюс пяти градусов Цельсия. Кроме того, они активно искали именно свежие лошадиные фекалии.

©Fuwen Wei

Проведя химический анализ, ученые обнаружили, что свежий навоз отличается от старого большим содержанием летучих терпенов — кариофиллена (BCP, beta-caryophyllene) и оксида кариофиллена (BCPO, beta-caryophyllene oxide). Тогда они решили проверить, как панды будут реагировать именно на эти соединения. Для этого специалисты поставили эксперименты с животными, содержащимися в Пекинском зоопарке. В клетку помещали пучки сена, обработанные различными пахучими веществами, в том числе BCP/BCPO. Именно эти пучки привлекали наибольшее внимание панд, а одна из них — по кличке Джинни — шесть минут тщательно обтиралась таким сеном.

Чтобы выяснить, чем именно важны BCP/BCPO, ученые вернулись в лабораторию и провели опыты на грызунах — более простой и доступной модели для физиологических исследований. Обрабатывая их лапки раствором BCP/BCPO либо (в качестве контроля) соленой водой, авторы следили за их реакцией на переохлаждение — и действительно обнаружили, что BCP/BCPO снижает чувствительность к холоду.

Опыты с клеточными культурами показали, что эти вещества связываются с «пандовской версией» рецепторного белка TRPM8. Такие рецепторы встречаются в коже множества млекопитающих и иногда называются «рецепторами холода и ментола», что отлично описывает суть их работы. Однако если ментол приводит к активации TRPM8, то BCP/BCPO вызывали обратный эффект, подавляя его работу. В результате чувствительность к холоду снижается, что, видимо, облегчает пандам жизнь зимой.