20.06.2023
8 156

Анализ ДНК раскрыл загадку гигантского геккона

4.6

Гекконы Hoplodactylus delcourti были в разы крупнее любых своих известных родственников. До сих пор они известны по единственному чучелу, случайно найденному в музее. Считается, что эти ящерицы водились в Новой Зеландии и вымерли в XIX веке. Однако генетический анализ музейного образца полностью переписал эту картину.

Реконструкция Hoplodactylus delcourti
Реконструкция Hoplodactylus delcourti / ©Lamiot, Wikimedia Commons / Автор: Telestis Scaevinius

Гекконы — ящерицы мелких и средних размеров. На их фоне резко выделяется вид Hoplodactylus delcourti: он в полтора раза крупнее других и в несколько раз массивнее. Эти гекконы-гиганты известны по единственному экземпляру, который сохранился в музее без каких-либо дополнительных описаний. Ученые долго считали, что эти животные некогда водились в Новой Зеландии и оставили след в местных мифах. Но новый анализ генома показал, что для новозеландских ящериц H. delcourti даже не слишком близкие родственники. Статья об этом опубликована в журнале Scientific Reports.

Необычное чучело геккона обнаружили в Музее естественной истории во французском городе Марсель еще в 1980-х. Никаких деталей о том, как и откуда образец попал на хранение, не сохранилось. Однако для специалистов ящерица выглядела крайне необычной: достигала почти 60 сантиметров в длину и намного превосходила любых других известных гекконов. Строение лап показало, что этот геккон был древолазающим. По-видимому, он достигал максимальных размеров, при которых гекконы могли пользоваться своими знаменитыми лапками, удерживаясь на вертикальных поверхностях.

Ален Делькур с тем самым чучелом
Ален Делькур с тем самым чучелом / ©Aaron Bauer

Исходя из сохранившейся окраски и других деталей анатомии ученые решили, что некогда такие рептилии жили в Новой Зеландии. Тем более что легенды местных маори сохранили истории о гигантских ящерицах, живущих в кронах деревьев. Название и первое описание нового вида дал американский герпетолог Аарон Байер (Aaron Bauer), который отнес его к новозеландской ветви семейства гекконовых Diplodactylidae.

Справа — силуэт чучела G. delcourti, слева — самого крупного из ныне живущих гекконов, Rhacodactylus leachianus / ©Heinicke et al., 2023

Однако недавно Байер с коллегами провел новое исследование уникального чучела, которое показало совершенно иную картину. На сей раз ученые сумели извлечь образцы ДНК из бедренной кости геккона, секвенировать ее и сравнить с геномами других ящериц Diplodactylidae. Работа показала, что гигант был родственником новокаледонских гекконов, которых от новозеландских отделяют тысячи километров открытого океана и около 45 миллионов лет независимой эволюции.

Биологам пришлось сменить видовое имя геккона, и теперь он называется Gigarcanum delcourti; первое слово переводится как «огромная тайна», второе отсылает к смотрителю марсельского музея Алену Делькуру (Alain Delcourt), обнаружившему чучело в 1980-х. Острова Новой Каледонии находятся к востоку от Австралии, и многие их регионы до сих пор покрыты густыми, практически непроходимыми лесами. Ученые надеются, что в этих мало освоенных зарослях могут до сих пор жить гигантские ящерицы, и когда-нибудь мы узнаем их лучше, чем по единственному музейному образцу.