• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.02.2014
Олег Минаев
2
2 471

10 странных самолетов

3.7

Они еще и летают! От блинчика до лосося – десятка самых невероятных самолетов по версии Naked Science.

original (4)
©Wikipedia

Облик самолета – вытянутый фюзеляж, пара крыльев, хвост – кажется таким же знакомым, неизменным и даже родным, как силуэт кошки или собаки. Однако время от времени авиаконструкторы выступают с очень неожиданными идеями и проектами. Лишь редкие из них воплощаются в реальность, и считанные единицы поднимаются в воздух. Но если это случается, эффект остается надолго.

10. Несимметричный

Разведывательный самолет Blohm & Voss BV 141, разработанный в Третьем Рейхе, был произведен в количестве нескольких десятков экземпляров и получил смешанные отзывы пилотов и конструкторов. В гондоле справа размещался экипаж, а смещенное влево хвостовое оперение давало стрелку-пулеметчику лучший обзор.

Blohm & Voss BV 141 / ©Hoffmann/1942
Blohm & Voss BV 141 / ©wwiiaircraftphotos.com

9. Блинчик

Экспериментальный истребитель вертикального взлета и посадки Vought V-173 создавался по заказу американского ВМФ в годы Второй мировой. Планировалось, что такие самолеты могут придать эффективно действующее авиакрыло морским конвоям, которые не было возможности прикрыть полноценными авианосцами. Впрочем, разработка столкнулась с такими трудностями, что война закончилась раньше, чем такой аппарат был доведен до ума.

Vought V-173 / ©US Navy
Vought V-173 / ©US Navy

8. Стрекоза

Оригинальная конструкция, по замыслу британских инженеров, могла позволить уменьшить размах крыльев, увеличив их число. Однако прототип палубного бомбардировщика M.39B Libellula, названный в честь рода стрекоз, известных асов полета, должных способностей не продемонстрировал. От идеи четырехкрылого аппарата пришлось отказаться.

M.39B Libellula / ©William Vanderson/Fox Photos

7. Бомбочка

Реактивный истребитель McDonnell XF-85 Goblin, разрабатывавшийся в США в конце 1940-х, должен был не только перемещаться, но и базироваться в воздухе, на борту тяжелого бомбардировщика Convair B-36. Прототип стал едва ли не самым маленьким истребителем в истории ? и, увы, в серию не пошел, а у летчиков заслужил обидное прозвище «Летающее яйцо».

McDonnell XF-85 Goblin / ©U.S. Air Force
McDonnell XF-85 Goblin / ©U.S. Air Force

6. Лосось

Старую проблему вертикального взлета и посадки разработчики Lockheed XFV решили радикально: экспериментальный турбовинтовой истребитель переходил в горизонтальное положение только в воздухе, а на палубе (планировалось, что самолет будет базироваться на неавианесущих кораблях) оставался стоять на своем мощном хвосте. Недаром он получил прозвище «Лосось». Несмотря на первоначально успешные испытания, программа была свернута в 1954 году.

Lockheed XFV / ©U.S. Air Force
Lockheed XFV / ©U.S. Air Force

5. Круглый жук

Экспериментальный французский Snecma Coleoptere (C-450) – еще один представитель насекомых: название его означает просто «жук». Одноместный аппарат с турбореактивным двигателем создавался в конце 1950-х и должен был вмещать одного летчика, подниматься и садиться вертикально. К сожалению, это все, на что «жук» оказался способен – полет его оказался настолько нестабилен, что никакого смысла продолжать работу в этом направлении не было.

Snecma Coleoptere (C-450) / ©Keystone/Getty Images

4. Кривокрыл

Косым крыло экспериментального самолета Ames-Dryden-1 становилось лишь временно: в 1979-1982 годах этот странный аппарат создавался в NASA для исследования возможностей и перспектив компоновки «поворотной асимметрично изменяемой стреловидности крыла». Определенные аэродинамические преимущества у такой схемы, действительно, нашлись, но недостатки, видимо, их перевесили, и проект был закрыт. Кстати, в работе над AD-1 участвовал знаменитый конструктор Бёрт Рутан, разработчик современных стратосферных аппаратов SpaceShipOne и SpaceShipTwo.

Ames-Dryden-1 / ©NASA/DFRC
Ames-Dryden-1 / ©NASA/DFRC

3. Пустой

По большому счету, аппарат M2-F1 стоит назвать просто планером странной конструкции: у него не было не только крыльев, но и двигателя. Этот легкий и крошечный аппарат был создан в начале 1960-х для тестирования технологий, связанных с аэродинамикой компоновки «несущий корпус». Аппарат просто цеплялся тросом за полноценный самолет – и несся вслед за ним. В отличие от других наших героев, он обошелся разработчикам буквально в копейки – всего в 30 тыс. долларов.

M2-F1 / ©NASA
M2-F1 / ©NASA

2. Китообразный

А вот Aero Spacelines Super Guppy ни крошечным, ни дешевым не назовешь. Этот транспортный самолет, созданный на базе Boeing C-97, способен поднять до 25 т и перенести их на расстояние более 3000 км. Выпущенный в количестве всего пяти экземпляров, он предназначен для перевозки негабаритных грузов, причем один из них продолжает оставаться в эксплуатации по сей день – он позволяет доставлять крупногабаритные элементы МКС с заводов на космодром во Флориде.

Aero Spacelines Super Guppy / ©NASA/DFRC
Aero Spacelines Super Guppy / ©NASA/DFRC

1. Монстр

Одно описание возможностей, которыми одарили конструкторы свое чудовищное детище, впечатляет: вертикальный взлет и посадка, амфибия, экранолет… ВВА-14 советско-итальянского конструктора Роберта Бартини поднялся в воздух в 1972 году и должен был обладать также весьма внушительной грузоподъемностью. Увы, проект оказался чересчур амбициозным: лишь один из двух произведенных экземпляров сохранился до сих пор и тихо доживает свой век в авиационном музее в подмосковном Монино.

ВВА-14 / ©Alex Beltyukov/Wikimedia Commons
ВВА-14 / ©airwar.ru

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 14:02
Иван Лавренов

Некоторые пульсары покидают остатки сверхновых со скоростями более тысячи километров в секунду. Согласно новому исследованию, такую скорость им может придавать весьма необычное явление - мощное направленное нейтринное циклотронное излучение.

10 часов назад
Михаил Орлов

Рядом с местом добычи медных руд в пустыне Атакама, расположенной на территории Чили, образовался очень большой круглый провал. Его диаметр достигает 32 метров, а глубина превышает 200 метров. Местные власти расследуют причины случившегося.

9 часов назад
Анна Новиковская

С планированием длительных миссий на Луну и Марс перед человечеством все острее встает вопрос об обеспечении космонавтов кислородом для дыхания. Сейчас поддерживать дыхание людей на борту космических станций — сложный и дорогостоящий процесс, поэтому для будущих путешествий в космической бездне потребуются более совершенные технологии.

Вчера, 14:02
Иван Лавренов

Некоторые пульсары покидают остатки сверхновых со скоростями более тысячи километров в секунду. Согласно новому исследованию, такую скорость им может придавать весьма необычное явление - мощное направленное нейтринное циклотронное излучение.

10 часов назад
Михаил Орлов

Рядом с местом добычи медных руд в пустыне Атакама, расположенной на территории Чили, образовался очень большой круглый провал. Его диаметр достигает 32 метров, а глубина превышает 200 метров. Местные власти расследуют причины случившегося.

12 августа
Сергей Васильев

Напряженная мыслительная деятельность приводит к накоплению нейромедиаторов в синапсах префронтальной коры. Это усложняет их работу и может повреждать нейроны, заставляя мозг сигнализировать об опасности.

2 августа
Александр Березин

Если западным странам удастся «лишить Кремль нефтяных доходов», то мир ждет геополитическое землетрясение. Только не обязательно в ту сторону, о которой вы сейчас подумали. На фоне того, что последует за «лишением», шок 1973 года может показаться детской игрой. Naked Science попробует оценить размах «потолочного катаклизма» заранее.

31 июля
Александр Березин

Саудовский принц одобрил строительство гигантского «лежачего небоскреба», который должен стать крупнейшим зданием в истории. Причем еще и самым экологичным в мире. Пресса и соцсети полны возмущенных оценок: «это антиутопия!», «проект сырой!» и тому подобным. Однако чисто технически это не так: «Зеркальную линию» на пять миллионов жителей вполне можно построить. И такое здание в самом деле будет энергоэффективным (и формально безуглеродным). Но у проекта есть другие слабые места, лежащие скорее в сфере науки, нежели техники. Naked Science попробовал разобраться в деталях.

27 июля
Алиса Гаджиева

Новое исследование показало, что появившаяся у человека способность переваривать молочный сахар никак не сказалась на распространенности потребления продуктов молочного животноводства.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария

DELETED
09.11.2021
-
0
+
31.05.2016
-
1
+
со стрекозой все нормально, 4 крыла
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: