05.04.2023
1 460

Биологи впервые получили «сало в пробирке»

5.2

Описан новый метод выращивания жировых клеток и формирования из них готового продукта, аналогичного жиру животного происхождения. Это позволит дополнить искусственное мясо искусственными жирами.

Окрашенная жировая ткань под микроскопом
Окрашенная жировая ткань под микроскопом / ©Peter Takizawa, Yale University / Автор: Владимир Богданов

Технологии получения искусственного мяса обещают обеспечить человечество вкусной и полезной пищей без того огромного ущерба для окружающей среды, который наносит традиционное животноводство. Биологи уже научились выращивать мышечную ткань разных видов животных, вплоть до мамонтов. Некоторые такие продукты даже получили разрешение на использование и поступают в магазины и рестораны.

Однако настоящий вкус, текстура и питательность мяса остаются неполными без некоторого количества жира. Тесты показывают, что самой вкусной потребители называют говядину, которая содержит его в количестве около 36 процентов. Дополнить им «чересчур диетическое» искусственное мясо поможет новый метод, позволяющий выращивать жировую ткань. О нем ученые из американского Университета Тафтса пишут в статье, опубликованной в журнале eLife.

Чтобы культивировать клетки «в пробирке», их требуется постоянно снабжать питательными веществами и кислородом. В настоящем организме это происходит за счет постоянного движения крови в сосудистой сети, которая достигает самых дальних уголков тела. В искусственных условиях воспроизвести ее пока не удается, поэтому ткани приходится выращивать крошечными плоскими фрагментами. Однако теперь команда профессора Давида Каплана (David Kaplan) научилась не только получать такие кусочки жировой ткани, но и соединять их в готовый питательный продукт.

В экспериментах ученые использовали адипоциты (накапливающие жир клетки) мышей и свиней. Вырастив небольшие образцы, их собирали и смешивали с альгинатом, а также с микробной трансглутаминазой (mTG). Эти вещества уже многократно проверены, признаны достаточно безопасными и широко используются в пищевой промышленности. А для клеток жировой ткани они служат связующим звеном, которое позволяет формировать из миниатюрных плоских фрагментов цельный «трехмерный» продукт.

«Жировая ткань — это в основном клетки с минимальным количеством других структурных компонентов. Поэтому мы решили, что если их удастся связать вместе, то этого будет достаточно, чтобы воспроизвести и вкус, и питательность, и текстуру натурального животного жира», — сказал Джон Юэн (John Yuen), один из авторов работы.

Действительно, это предположение подтвердили проведенные учеными тесты. Структура искусственного жира, полученного с использованием альгината, выдерживала такое же давление, что и естественный говяжий или свиной жир. А при использовании mTG его текстура оказалась мягче, ближе к топленому жиру. Таким образом, комбинируя содержание того и другого связующего, в будущем можно будет тонко «настраивать» текстуру готового продукта.

Кроме того, ученые проанализировали содержание липидов и других важных для вкуса и аромата компонентов. Искусственный жир из адипоцитов мышей оказался не слишком похож на натуральный, однако свиной почти не отличался от настоящего. Возможно, его состав удастся еще более приблизить к природной жировой ткани за счет изменений питания выращиваемых клеток и дополнения его более разнообразным набором липидов.